Запомнить меня

…Позабыть нельзя о солдатах Великой Отечественной войны

…Позабыть нельзя о солдатах Великой Отечественной войны

70 лет назад полным разгромом фашистских войск закончилась Великая Отечественная война. Ни с чем несравнимы потери и разрушения, которые она нам принесла. Она причинила народу горе, от которого и поныне скорбят сердца миллионов матерей. Мы вспоминаем войну с чувством гордости за свой народ. Ветераны рассказывают молодому поколению о войне, о фашистских злодеяниях, о том, как трудно досталась победа. Мы  сохранили самую добрую, самую искреннюю память о ветеранах войны Николае Леонтьевиче Шаповаленко и Михаиле Дмитриевиче Хрускине, сотрудниках отдела МВД России по Новопокровскому району, людях искренних, незаурядных, большой души и мудрого ума, сыгравших значительную роль в нашей жизни, с которыми нам довелось служить в правоохранительных органах плечом к плечу и которые для нас были хорошими учителями и наставниками. О них мы и хотим поделиться с вами воспоминаниями.

Красноармеец Шаповаленко

Николай Леонтьевич  ШаповаленкоСрок службы подполковника милиции в отставке Николая Леонтьевича Шаповаленко в армии и МВД составил без малого 35 лет. Какими были для офицера эти годы? Однозначно ответить на этот вопрос трудно, однако с уверенностью могу сказать, что для сержанта Красной Армии, а затем сотрудника районного отдела внутренних дел легкими они никогда не были. И детство Николая Леонтьевича, коренного новопокровчанина, и отрочество, которое пришлось на предвоенное время, были до предела наполнены заботами сельского труженика. Шестнадцатилетним парнишкой, едва успев окончить восемь классов школы, Николай Леонтьевич 26 апреля 1943 года был призван в армию и служил по ноябрь 1950-го. Первые четыре месяца военной подготовки в 106-м запасном стрелковом полку, который дислоцировался на территории Кабардино-Балкарии, пролетели для красноармейца Шаповаленко быстро, а главное, плодотворно. Практически с ходу схватывая навыки обращения с винтовкой и пулеметом, он отличался и на занятиях строевой и физической подготовки. Возможно, постоянный спортивный интерес к легкой атлетике, футболу помогали ветерану быть в хорошей форме, никогда не унывать и поддерживать жизненный оптимизм.

Воевал Николай Леонтьевич в составе зенитно-артиллерийского полка, сформированного в разрушенном Сталинграде, был наводчиком зенитно-артиллерийского орудия. С боями дошел до Киева, оставляя освобожденные Керчь, Феодосию, Полтаву и Кременчуг. Закончилась война, но не закончилась военная служба для старшего сержанта Шаповаленко. Командование отправляет его в Черниговскую область, где в течение пяти лет Николай Леонтьевич прослужил командиром отделения зенитно-артиллерийского полигона.

Мирной профессией после войны для Шаповаленко стала работа стрелочником на железнодорожной станции Ея. Отсюда он и пришел на службу в правоохранительные органы. За годы работы в ОВД Николаю Леонтьевичу приходилось выполнять различные обязанности: был бухгалтером и участковым инспектором, но где бы он ни трудился, старшего сержанта милиции Шаповаленко всегда отличали личная дисциплинированность, трудолюбие и исполнительность. Он не имел ни одного дисциплинарного взыскания, всегда отличался на занятиях по строевой и физической подготовке… В августе 1961 года в РОВД была образована новая служба – вневедомственная охрана, и Николай Леонтьевич стал первым начальником этой службы, одновременно он являлся и первым заместителем начальника РОВД. В этот период штат подразделения состоял только из сторожей, несших службу на внутренних и обходных постах объектов народного хозяйства, которые в то время не имели никаких технических средств для усиления охраны и сигнализации.

На заслуженный отдых ветеран уходил уже в звании майора милиции (впоследствии, уже на пенсии, ему было присвоено звание подполковника милиции), но не так-то просто отпускала его работа. Будучи уже на пенсии, он добровольно трудился еще около 13 лет и окончил службу в середине 1983 года. 1 сентября 2005-го замечательный человек Николай Леонтьевич Шаповаленко ушел из жизни.

Командир пушки

Михаил Дмитриевич ХрускинМы благодарны за все доброе, что сделал для нашего родного отдела и для нас лично майор милиции в отставке Михаил Дмитриевич Хрускин, бывший начальник паспортного стола РОВД. Михаил Дмитриевич родился 29 сентября 1918 года в ст. Новопокровской. Служба в армии подходила к концу, и комсомолец Михаил Хрускин собирался домой. Но грянула война. В 1941-м он ушел на фронт. Михаил и его товарищи зачисляются в кавалерийский корпус. Хрускин всю войну был командиром 76-миллиметровой пушки на конной тяге. Много раз, находясь в тылу врага, Михаилу Дмитриевичу и экипажу орудия приходилось вступать в бой с фашистами.

- Помню, - рассказывал Михаил Дмитриевич, - летним вечером 1943 года наша группа кавалеристов при подходе к Одессе в лощине встретилась с разведкой противника. Немцев было больше, чем наших бойцов. Несмотря на это, мы открыли огонь. Мне помогали наводчик Ходус, заряжающий Кириченко и подносчик снарядов комсомолец Виктор Шипулин. Батарея имела четыре пушки. Орудия быстро перемещали с одного места на другое, так что фашистов отовсюду бил огонь. Часть гитлеровцев погибла, другая, решив, что в этом месте сосредоточены большие силы, обратилась в бегство. Преследовать немцев не было смысла, так как мы понимали: их ложные донесения своему командованию только помогут нашим.

Через месяц отважные кавалеристы были переброшены в Белоруссию. Задание – нападать на врага внезапно, вызывать панику. В долгих походах по лесам и болотам кавалеристы вели активные действия: устраивали засады, нападали на гарнизоны, систематически проводили диверсии на вражеских коммуникациях.

Хорошо запомнился Михаилу Дмитриевичу и бой недалеко от Бреста. Бои шли упорные. Чтобы незаметно подойти к немцам, кавалеристы без лошадей через неубранное ржаное поле подкрались с тыла к вражеским укреплениям и открыли стрельбу. С этой стороны гитлеровцы не ожидали нападения. Враг весь огонь сосредоточил на группе Хрускина. Наши подразделения вступили в бой и овладели хорошо укрепленным опорным пунктом фашистов. В этом бою вражеский осколок попал в голову Михаила Дмитриевича. Шесть месяцев врачи госпиталя боролись за жизнь солдата. За мужество и отвагу Михаил Дмитриевич Хрускин награжден множественными боевыми орденами и медалями.

В конце 1944 года Михаил Дмитриевич был комиссован и вернулся домой. Все чаще к нему заходил работник милиции С.Т. Кравцов, рассказывал о своей профессии, и убедил пойти работать в органы милиции. Михаилу Дмитриевичу поручили заняться паспортизацией в станице. Горячо взялся за дело Хрускин. Много раз обошел он дома станичников, проверяя документы, устанавливающие личность. Если возникали сомнения, шли запросы в те паспортные пункты, откуда прибыл в район гражданин. Бдительность ни на минуту не оставляла Михаила Дмитриевича. Он не только проводил паспортизацию в районе, но и выявлял тех, кто не хотел честно трудиться. К тунеядцам и лодырям Михаил Дмитриевич предъявлял особый счет. За 30 лет его работы в милиции  можно назвать десятки людей, с которыми в свое время Михаилу Дмитриевичу приходилось вести нелегкую работу по воспитанию у них трудолюбия, уважения к своему делу. Не один раз Михаил  Дмитриевич приглашал на беседу молодых жителей райцентра, чтобы поговорить с ними о долге и обязанности гражданина перед государством – честно трудиться. Впоследствии каждый из них завел семью, подопечные стали примерными тружениками.

Хрускин был беспощаден и к отцам, которые не хотели заниматься воспитанием своих детей, скрывались от уплаты алиментов. Как-то на прописку пришел гражданин С.И., подавая документы, сказал: «Хочу стать жителем вашей станицы», сам при этом как-то неестественно улыбался. Не заметив ничего подозрительного в документах, Михаил Дмитриевич прописал гражданина С.И. и сделал запрос по его прежнему месту жительства. Когда пришел ответ, выяснилось, что он прописал злостного алиментщика, которого долго не могла найти жена с тремя детьми. Благодаря Михаилу Дмитриевичу отец-беглец получил по заслугам.

Бывало и так: заходит человек и говорит: «Я только что с поезда, вместе  с вещами у меня украли документы. Прошу помочь мне». В таких случаях Михаил Дмитриевич брал письменное объяснение, а гражданину выдавал справку для трудоустройства. И снова Хрускин шлет запросы с просьбой сообщить данные об этом человеке, прислать документы, на основании которых можно было бы выписать новый паспорт.

Местные жители неоднократно обращались к Михаилу Дмитриевичу по служебным и личным делам, и он всегда старался оказать посильную помощь.

Михаил Дмитриевич проработал в органах внутренних дел 33 года. В 1978 году в звании майора милиции он ушел на заслуженный отдых. За годы службы в правоохранительных органах к его военным медалям прибавилось несколько наград  за долголетнюю и безупречную службу в милиции. Уйдя на заслуженный отдых, он и здесь не знал покоя: постоянно был в коллективе, жил жизнью отдела, интересовался делами, нуждами нашей милиции. 16 февраля 1993 года жизнь этого прекрасного и доброго человека оборвалась.

Боролся

с бандитами

Нам не довелось работать с еще одним ветераном ВОВ старшим лейтенантом милиции в отставке Петром Михайловичем Козак, участковым инспектором милиции, который долгое время обслуживал административный участок Кубанского сельского поселения. По воспоминаниям ветеранов отдела и жителей совхоза, это был человек интересной судьбы, долгие годы своей жизни стоявший  на страже закона, рискуя своей жизнью и здоровьем. Работать ему пришлось в суровое время – только что отполыхала жестокая Великая Отечественная война. Страна залечивала раны, отстраивала разрушенное. Трудно было. Не хватало продуктов, предметов первой необходимости. Наш народ понимал это и, напрягая силы, ударно трудился на стройках, колхозных полях, заводах. Но нашлись отщепенцы, которые хотели жировать за счет других. По району кружили в то время банды Тютюнникова, Уварова, Подколзина и других, грабя магазины и граждан, причем действовали хитро, маскируясь под почтенных людей. Например, Подколзин днем работал секретарем комсомольской организации на Еянском хлебоприемном пункте, а ночью занимался грабежами. Такими же перевертышами были Уваров и Тютюнников. И в ликвидации этих бандитов Петр Михайлович принимал непосредственное участие. Численность новопокровской милиции тогда составляла всего 17 человек. Но порядок они держали по всему району. Особенно тяжело им было до 1950 года, а потом стало полегче. Люди зажили получше, преступность пошла на убыль. Уйдя на пенсию, Петр Михайлович являлся наставником молодых сотрудников, но, к сожалению, жизнь не вечна. В начале 1997 года Петр Михайлович ушел из жизни.

И Петр Михайлович Козак, и Николай Леонтьевич Шаповаленко, и Михаил Дмитриевич Хрускин дорожили своей репутацией. С  гордостью отмечали, что служили по закону и добавляли: «Честь имею!». Светлая память и слава нашим землякам Петру Михайловичу, Николаю Леонтьевичу и Михаилу Дмитриевичу, вы навсегда останетесь в наших сердцах.

9 мая... День Победы – праздник, ставший всенародным… Под звуки волнующей сердце музыки на площадь станицы перед памятником выйдут те, кому мы обязаны своей жизнью, мирным небом над головой. А дальше будут звучать в их честь стихи, песни. Но нет, наверное, таких слов, которыми можно передать свою благодарность старым седым воинам, для которых этот день станет новой точкой отсчета, каким привыкли они выверять смысл и цену своих поступков. В их числе и  ветеран ВОВ капитан милиции в отставке Павел Петрович Лемешко, бывший участковый инспектор милиции нашего отдела, и ветеран труда старшина милиции в отставке Фома Никитович Величко, милиционер спецприемника отдела. Солдаты Отечественной войны... Каждый из вас достоин самых теплых и высоких слов. Дай Бог вам здоровья и встретить 70-летие Победы в добром здравии.

В. Кондратов, полковник милиции в отставке, бывший начальник отдела МВД России по Новопокровскому району;

Л. Куценко, подполковник милиции в отставке, бывший старший инспектор отделения кадров того же отдела.

Joomla SEF URLs by Artio