Лобиту – поход за мазутом.

Январь 1963 года.

Юго-Западная Атлантика, прибрежная территория государства Намибия, очень богатая морская фауна в прибрежном шельфе, и здесь промышляет наш рыболовный флот  – БМРТ, РТМ типа Тропик, производственные рефрижераторы и плавбазы, которые вылавливают здесь все подряд, все что в море плавает и ползает.
За промысловыми судами тучами летают бакланы, которые подбирают все, что смывается с промысловых палуб рыболовных судов за борт, парят мукомольные установки, которые перемалывают рыбопродукцию на муку и давят рыбий жир. Рыбу вылавливают в таких количествах, что не могут все это переработать, и часто излишки рыбы просто смывают за борт. Конечно, не все капитаны так поступали, но большинство не задумывались  об этом, выполняя рейсовый план любой ценой!

Наш БМРТ «Антон Таммсааре» выглядит красавцем среди облезлых, обшарпанных рыболовных траулеров, так как для нас это первый рейс после постройки судна на судоверфи Николаева и второй БМРТ среди больших траулеров, которые стала закупать Эстонская рыбопромысловая база.

Изредка проходят с тралами испанские и японские траулеры, но они выглядят как игрушечные по сравнению с советскими рыболовными монстрами.

Капитан нашего траулера – Белогорцев Георгий Сергеевич, 30-ти лет, молодой, очень грамотный, удачливый, команда его уважала, он подобрал прекрасных траловых мастеров  и наш траулер всегда был с рыбой. Но случилась незадача – на судне закончился мазут, остался аварийный запас, где-то около 5 тонн. К сведению, на траулере есть 2 котла, которые производят пар для подогрева необходимых емкостей вспомогательных механизмов, отопления, камбуза и мукомольных агрегатов. Так вот с мазутом видно не рассчитали своих потребностей или не пришел танкер – но мы оказались вот в таком состоянии и не могли дальше полноценно работать, план был спущен на количество добытой рыбы, замороженной и переработанной на муку - а если в течении нескольких дней не выполнишь планируемых цифр по добыче, то нагнать потом будет очень сложно.

Вот и решил наш капитан пойти в ангольский порт Лобиту за мазутом. Странное и неожиданное для того времени решение, так как у СССР не было дипломатических отношений с Португалией, там правил «кровавый режим Салазара», а Ангола была тогда колонией Португалии. Но капитан принимает это рискованное решение, и мы направляемся в ангольский порт Лобиту. С кем он согласовывал это решение мы не знали, да и не интересно нам тогда это было, но по прошествии времени , видимо это просто так ему не сошло, (так как его некоторое время продержали в береговом резерве), а потом, при возвращении в порт Таллинн, после окончания промысла, произошло столкновение с иностранным судном, но об этом я расскажу в другом рассказе.

Итак, перед заходом в порт взяли лоцмана и вот она – бухта порта Лобиту, огромная акватория, расположенная дугой, на берегу красивейшие тропические коттеджи, буйная растительность, пальмы, цветы и мы вдыхаем  воздух этой бухты…. Он напоен каким-то особым тропическим ароматом, пьянит и вызывает незнакомые нам чувства неведомого, необычного…. На причале, куда мы стали швартоваться, собралось много народа, в основном белые, мужчины и женщины и небольшие группки черных, портовых матросов. И вдруг мы услышали, что среди встречавших на берегу людей, раздаются возгласы на русском языке: «Привет России, привет русским морякам, добро пожаловать!». У многих из них в руках были цветы, корзинки с фруктами, какими-то бутылками, сигаретами.

Мы были очень удивлены этим обстоятельством и уже начались переговоры через борт – кто такие, как сюда попали и т.д. Среди нас по палубе ходил злой и взъерошенный 1-й помощник («комиссар») и шипел, чтобы мы прекратили разговаривать, но его никто не слушал, и общение продолжалось. Узнали, что это были и бывшие белогвардейцы и искатели приключений, уехавшие из России, и все каким-то образом попали в Португалию, потом переехали сюда, обзавелись семьями. Дело в том, что они узнали, что в порт  приходит русское судно, а сюда уже более 100 лет или больше, никогда не заходил русский корабль, к тому же еще советский.

Это для них была большая и радостная новость, которая облетела всех русских, живущих здесь, и собрала их здесь вместе, на этом причале. Для нас, молодых, живших тогда в атмосфере изоляции и полнейшего отсутствия информации, все эти новости были очень странными, но и очень интересными.

Спустили трап и по нему на борт поднялись таможенные власти, пограничники, еще какие-то чины в мундирах, и их было так много, человек 50 или больше, что для такого судна, как БМРТ было довольно много, но нас это мало волновало – у нас были свои интересы по общению с берегом. На борт уже полетели пачки сигарет и на причале начали теснить встречающих местные полицейские, крики русские смешались с португальскими, вообщем, поднялся на берегу шум и гвалт.

Все официальные и военные  лица заполнили рулевую рубку, каюту капитана и часть находилась на шлюпочной палубе. Лица у многих были нормальные, даже доброжелательные, но несколько удивленные, что видят так близко этих советских моряков, мы были тоже примерно в таком же состоянии.

Через некоторое время узнаем, что дана команда готовить к запуску Главный двигатель.

Потом на бак и корму прошли боцман и тралмастера с матросами – раздалась команда: «Руби швартовы» и моряки топорами стали обрубать швартовные концы! Что-тут началось! Весь официоз рванул на трап и сломя голову посыпались с трапа на причал, а уже запустили Главный двигатель и траулер стал потихоньку отходить от причала.

Последний официальный чин спрыгнул на берег, дали полный ход, над трубой повалили клубы черного дыма, и корабль тихо стал отваливать от стенки причала.

С причала неслись крики «Русские, мы Вас любим, мы Вас всегда будем помнить, будьте счастливы, успешного Вам рейса». Мы все это слушали со слезами на глазах, тоже что-то кричали в ответ и дружно махали руками на прощанье своим соотечественникам, которые казались нам теперь такими родными и близкими. Прощай, Лобиту, прощайте русские люди. Пусть и у Вас всегда будет счастье и удача!

Берега бухты уменьшались в размере, теплый ароматный воздух сменился на свежий, морской, соленый воздух!

Будем искать мазут у других бортов!

P.S. Мы все обсуждали тему о посещении Лобиту. Так как многие из нас были даже не младшими командирами, всех подробностей мы не могли знать, но по отдельным отрывкам разговоров бытовало мнение, что капитан испугался ареста судна и воспользовался нерасторопностью властей, возникшей суматохой, обрубил концы и увел корабль из порта. Мы «перетерли» эти слухи и по-своему одобрили решение нашего рискового капитана.

Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий

Joomla SEF URLs by Artio