Запомнить меня

Отдавать доброту живому

Отдавать доброту живому

учат детей воспитатели «Алёнушки»

ДС В последние годы в системе дошкольного образования произошли большие изменения. Если раньше абсолютно все учреждения считались яслями-садами и с детьми работали по одной общей «Программе воспитания и обучения в детском саду», то сейчас рассказы двух соседей по игровой площадке о детском саде могут различаться как небо и земля.

В Новопокровском районе многие дошкольные учреждения работают по программе экологического воспитания или экологической направленности. И не случайно.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе. Там лес погубили, там лугов лишились, там земля очерствела и не хочет рожать хлеб...

И никто как будто специально этим чёрным делом не занимался. Так хочется развести руками - мол, само как-то так вышло... Нет, не само. По нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. А про то, что мы сами – часть этой земли, не вспоминали, не думали. И детям своим вроде бы рассказывали, что земля нас и кормит, и одевает, и согревает. Но получалось, что это как бы само собой происходит.

А сейчас мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана.

Поэтому важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Значит, началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Одним из таких дошкольных учреждений экологической направленности является детский сад «Алёнушка» в станице Плоской.

В один из осенних дней мы посетили это дошкольное учреждение и поговорили с заведующей Н.Л. Зубенко.

- Наталья Леонидовна, расскажите нашим читателям, почему именно экология?

- Каждый ребёнок должен не только осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь.

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, её понимание. Прежде всего – это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. А наши дети должны быть милосердными. Чувство Родины у малыша связывается с местом, где он родился и живёт. И наша главная задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.

- Ваш детский сад сегодня...

- Дошкольное учреждение посещают 33 ребёнка. Действуют две разновозрастные группы. Занимаются с детьми трое воспитателей (двое первой и одна – второй квалификационной категории) и два помощника воспитателя. Всего в штате детского сада – 16 человек.

Для содержания и воспитания детей оборудованы игровые комнаты, спальни, музыкальный и спортивный залы. В каждой группе создан «живой уголок» с растениями и аквариумами. Причём игровые комнаты поделены на зоны для различных игр. Имеется и комната релаксации, где мы проводим занятия по экологии, читаем книги, ведём беседы. Она оборудована большим аквариумом с рыбками и «поющей» картиной, воспроизводящей шум водопада и птичье пение, в этой комнате очень много растений.

Для работы в экологическом направлении имеется огород, где дети с ранней весны и до поздней осени помогают выращивать овощи и зелень, следят за развитием и ростом растений.

В зимний период сами воспитанники выращивают на подоконниках зелень. В старшей группе ребята уже имеют представление о правилах ухода за растениями – как поливать, обрезать, чтобы не нанести вреда.

- Какие задачи ставит перед собой педагогический коллектив детского сада?

- Основные задачи – это сообщение новых, закрепление и обобщение имеющихся знаний о природе нашего региона, воспитание привычки заботиться о природе и её обитателях, помогать детям в нахождении взаимосвязи природных явлений и умений делать выводы.

- Неужели и с малышами работаете в этом направлении?

- Работаем, но только в театрализованной форме. Воспитатель младшей группы Т.В. Стряпан (на снимке) прошла аттестацию на первую квалификационную категорию по теме «Театрализованная деятельность». Она проводит все свои занятия в театрализованной форме, используя для этого кукол. А их у нас очень много: ростовые, пальчиковые, ложковые, бибабо, использует театр теней и настольный театр. Во время представления очередной сказки «вплетает» сюда и моменты экологии.

Кроме того, как и в любом дошкольном учреждении, наши воспитанники под руководством воспитателей делают поделки из природного материала. Причём стараемся прививать детям эстетическое чувство, чувство вкуса.

И действительно, игровые комнаты выдержаны в одном стиле, а полдник помощник воспитателя подавала на персональные кружевные салфетки, красиво расставляя тарелки и хлебницы.

- Да у вас тут красиво и уютно...

- За это большое спасибо нужно сказать родителям наших воспитанников и спонсорам – местным фермерам. С их помощью сделали косметический ремонт всего здания. А уют и чистоту обеспечиваем сами – хочется, чтобы дети шли в детсад с огромным желанием и радостью. Только вот одна незадача – мало наши станичницы рожают, так мы можем и без работы остаться.

Много ведётся споров по поводу того, отдавать ребёнка в детский сад или мамочке оставить работу и заниматься с ним дома. Но после посещения «Алёнушки», я думаю, перед  родителями такая дилемма не стоит.

И. Машенцева.

Фото А. Толстых.

Joomla SEF URLs by Artio