Как вернуть деньги за авиа- и железнодорожные билеты?

Как вернуть деньги за авиа- и железнодорожные билеты?

Железнодорожные перевозки

Официальная информация об ограничении железнодорожного сообщения размещается на сайте www.rzd.ru, в том числе об ограничениях по передвижению и пересечению границ с другими странами. До особого указания временно приостановлено курсирование поездов между Российской Федерацией и КНР, КНДР, Монголией, Чехией, Германией, Францией, Украиной, Молдовой, Латвией, Литвой, Азербайджаном, Узбекистаном, Казахстаном, Финляндией. Неиспользованные билеты, оформленные в российских пунктах продаж, можно вернуть без удержания сборов и плат (изменения в движении поездов - https://pass.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5125&layer_id=3290&refererLayerId=3290&id=2764). «Федеральная пассажирская компания» предоставляет пассажирам возможность вернуть деньги за «невозвратные» билеты. Это можно сделать с 14 марта по 10 апреля 2020 года. Решение принято в связи с отменой ряда массовых мероприятий в различных регионах страны в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции. Обращаем внимание, что возврат денежных средств за невозвратные билеты производится только в билетных кассах.

Авиаперевозки

В соответствии с п. 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее по тексту ФАП № 82) в случае отмены рейса отказ пассажира квалифицируется как вынужденный, и на основании пункта 116 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 года № 155, в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

Потребителю необходимо написать перевозчику заявление о вынужденном отказе.

Справочно: оказание услуг воздушной перевозки регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008  № 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации», Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки уплаченная за воздушную перевозку провозная плата возвращается в полном объеме (пункт 2 статьи 108 ВК РФ, пункт 116 главы XVI Правил формирования и применения тарифов). Перечень случаев вынужденного отказа пассажира от перевозки, указанный в пункте 227 Правил воздушных перевозок, не является исчерпывающим, поскольку в нем содержится оговорка о том, что перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.

При этом в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от всей перевозки сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса подлежат возврату пассажиру (пункт 120 Правил формирования и применения тарифов)

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации № ТГ-П12-2111 от 20.03.2020 с 00:00 часов по московскому времени 23.03.2020 вводится временное ограничение на осуществление пассажирских авиаперевозок с территории Российской Федерации на территорию иностранных государств (http://www.favt.ru/novosti-novosti/?id=6260).

Актуальная информация по ограничению или запрету авиаперевозок размещается на сайте Ростуризма www.russiatourism.ru, Росавиации - favt.ru.

Теперь информация для пассажиров, чьи рейсы не были отменены на момент отказа от авиапревозки. Авиаперевозчики вправе заключать с пассажирами договоры воздушной перевозки с условием о возврате провозной платы при расторжении договора перевозки (по возвратному тарифу) и без условия о возврате (по невозвратному тарифу).

При расторжении договора перевозки с условием о возврате провозной платы (по возвратному тарифу):

- возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата, за исключением фактически понесенных авиаперевозчиком, если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от воздушной перевозки за 24 часа до окончания регистрации на рейс;

- возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата, с взысканием неустойки в размере 25 % уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им, если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от воздушной перевозки позднее, чем за 24 часа до окончания регистрации на рейс, но до окончания самой регистрации;

- не возвращается провозная плата пассажиру, если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания регистрации на рейс.

Пассажиры, купившие авиабилеты без условия о возврате (по невозвратному тарифу), смогут вернуть всю сумму, если откажутся от воздушной перевозки, в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки (по основаниям, установленным в ч. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ - болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, смерть члена его семьи или близкого родственника).

ВАЖНО! При отказе от перевозок по направлениям, где не введены запреты или ограничения на движение, полного (частичного) возврата денежных средств можно требовать на основании ст. 451 ГК РФ, со ссылкой на существенно изменившиеся обстоятельства.

К таким обстоятельствам, кроме угрозы заболевания коронавирусом, дополнительно может быть отнесено сообщение об отмене мероприятия, на которое потребитель следовал, введение в регионе, куда потребитель направлялся, ограничительных мер и другое.

При отказе авиаперевозчика от изменения (расторжения) договора гражданин вправе обратиться в суд, который будет оценивать обоснованность соответствующего требования.

При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.

На эти и другие вопросы ответит, разъяснит порядок и сроки направлений заявлений в организации юрисконсульт Тихорецкого филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» по телефонам: 8 (86160) 3-26-61; 8-918-417-48-22, электронной почте: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

С. Воскобойникова, ведущий юрисконсульт Консультационного пункта для потребителей Территориального отдела Управления Роспотребнадзора Тихорецкого филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае».

Joomla SEF URLs by Artio