Запомнить меня

Штурм, захваченной террористами больницы в Буденновске. 17 июня 1995 года.

Штурм, захваченной террористами больницы в Буденновске. 17 июня 1995 года.
реклама

С тех пор прошло уже двадцать четыре года. О трагедии сказано и написано многое, с чем-то соглашусь, с чем-то – нет. Я только хотел передать свои личные воспоминания непосредственного очевидца событий, старшего лейтенанта Сергея Милицкого. Многолетний опыт службы в Альфе и других подразделениях убедил меня, что не каждый солдат после боя сможет подробно вспомнить о своих действиях после боя. Для этого нужна хорошая подготовка.

…Мне 26 лет, уже четыре года, как я – участник отряда Альфа. Только вот в бою не был. Ни разу. Было много разных операций и других мероприятий, а настоящего боя не было. Думали с ребятами отдохнуть, но вместо шашлыков – тревога. Первое, что стало известно – боевики захватили город или больницу на Кавказе. Едем в Аэропорт. Пока летели – снарядил ленты ПК и заснул.

15 июня – мы на месте. Расставили посты наблюдения, ходим на дежурства. Идет подготовка к штурму. Правда, ребята не верили, что он состоится. Слишком велик риск потерять заложников.

16 июня – удалось наконец лечь в постель, но рано утром нас подняли. Объявили, что будет штурм. Собирались спокойно. Кто-то предложил выпить традиционные 100 грамм перед боем, но я не стал. Думал о семье, о сынишке. Даже снял часы и попросил передать их ему, если что… Но потом забрал, нет лучше я сам, я обязательно его увижу.

На построении, когда объявляли приказ, заметил, что солдаты внутренних войск были экипированы для ведения общевоинского боя: имели ручные гранаты и гранатомёты.

На место ехали на автобусе, затем шли цепочкой с дозорными впереди. Первые выстрелы прозвучали, когда мы были еще далеко от больницы. Когда подошли к ближнему дому, заметил отделение полковника Михайлова А.В., по нему велся огонь.

Не помню подробно нашу задачу, так как полностью полагался на командира, полковника Демина Ю.В. В общем, мы должны были через гаражи незаметно подойти к больничному пищеблоку. Я и Сергей Савчук прорезали проход в сетке-рабице, отряд бесшумно двинулся через гаражи. Где-то рядом был слышен настоящий бой.

Вскоре пришла новость о первом раненом. Сергей Литвичуг, который шел в головном дозоре, был подстрелен в бедро. Только огонь был настолько плотный, что вытащить его было невозможно. Если честно, немного позавидовал ему: для него бой уже закончился. Может не каждый, но кто-то испытывал это чувство. Да, так бывает.

И вот мы в здании пищеблока, совсем рядом больница. В отряде пятеро. Кроме меня, еще С.Савчук , Ю.В.Демин, А.Христофоров, В.Корольков. Мне показалось, что рассвет наступил очень быстро. Тут же услышал по станции Володю Соловова. Как оказалось, он прикрывал наш проход все это время. Его слова я отчетливо помню и сейчас: «все, руки нет»…

Попытались вытащить его. Еще со времен военного училища помню, что в бою важно иметь при себе дымовые шашки, чтобы можно было спастись в случае ранения. Без них к тебе не смогут подойти свои. Я попытался: до Володи было всего-то метров тридцать. Бросил пару шашек. Пошел дым. Но боевики открыли такой сильный огонь, что подойти не получилось, больше от него сообщений не было.

У нас три основные задачи: вести огонь по перекрытиям, окнам и межоконным пространствам, прикрывать штурмующие группы и, если возможно, проникнуть в здание больницы. Первые две задачи мы могли выполнить. Стреляли по зданию по очереди высовываясь из-за угла. До больницы было всего метров двести. Мы быстро привлекли на себя внимание: по нам открыли шквальный огонь с разных сторон. Определенное количество боевиков занялись нами, это немного облегчало задачи штурмующих групп. Но третья цель была для нас невыполнима. Мы пробовали проникнуть в больницу. Но дверь была завале изнутри, и даже очереди из моего ПК не пошевелили ее.

Первые задачи выполнялись нами вполне. По нам вели жесткий огонь с верхних и нижних этажей. Но мы были в мертвой зоне, закрытой от пуль, поэтому наша группа сильно мешала боевикам и отвлекала их внимание. В очередной раз, когда я высунулся для выстрела пулеметная очередь разбила угол и пуля попала мне в ногу. В какой-то мере повезло, она отрекошетила от стены и горячая оболочка прижгла рану. Крови почти не было. Да и боль была не сильной.

Демин хотел прекратить плотный огонь по нам с верхних этажей и бросил туда гранату. Она взорвалась, почти у нас над головами. На время выстрелы прекратились.

Теперь возникла угроза, что нас будут атаковать гранатами. Поэтому, мы попросили поддержку снайперов для прикрытия нас от боевиков с верхнего этажа.

Тут началось самое страшное. На нас полетели гранаты со всех сторон. Кажется, «моя» была не сверху, а справа. Было такое, чувство, будто что-то попало в лицо и глаз. Командир спокойно сказал: «я только посмотрю». Сказал он спокойно, но его взгляд я помню и сейчас. Меня бинтовали, не снимая каски. А огонь все усиливался. Мы прижались к стене, гранаты сыпались на нас.

Сильно цепляли осколки. Хотя во многом спасали бронежилеты, но и нам досталось прилично. Вдруг резко дернуло руку. Пронеслась мысль в голове: первый бой, а я уже без глаза и без руки. Но потом пошевелил пальцами, понял, что несерьезно.

Огонь был сильный, но надо было уходить. Юрий Викторович, наш командир, спросил о готовности. Я ответил честно: «Да, готов. Только нужна команда, без команды не побегу, не смогу».

Услышал: «Раз, два, три - вперед» и рванул. До наших было всего –то не больше двух десятков метров. Я бежал так быстро, как только мог. Да пули, они быстрее. Упал, но двигался на четвереньках, ползком, как получалось. Рядом был товарищ, Саня Христофоров, он тоже упал, но полз вперед. Еще повезло, что наши смогли высунуться, протянуть руки и затащить нас за укрытие. Ура! Я жив, жив! Даже могу стоять, правда мне тут же бинтуют ногу, но это пустяки. Саше повезло меньше, пули попали в спину и зацепило руку. Вот таким было мое первое боевое крещение.

Кавалер четырех орденов Мужества,

Вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «АЛЬФА»

полковник С. Милицкий

Joomla SEF URLs by Artio