Сегодня в хозяйствах района вы не встретите женщину за рулем трактора. А в советское время это было обычным явлением, и не совсем женское занятие ни у кого не вызывало удивления и недоумения. Колхозницы наряду с представителями сильного пола лихо управляли сельскохозяйственной техникой, выполняя ответственные работы в поле и на фермах. Появившемуся еще в годы войны массовому призыву «Женщины, на трактор!» сельские труженицы дружно следовали и в последующие мирные десятилетия.
В 1969 году механизаторские кадры колхоза «Россия» станицы Ильинской пополнила выпускница Новолеушковского сельскохозяйственного профессионально-технического училища Любовь Клачкова. Год спустя, молодой механизатор получила первый трактор – МТЗ-50. Девушка трудилась с энтузиазмом, добросовестно выполняла все производственные задания. На своем «железном коне» доставляла на поля органику, разбрасывала удобрения, участвовала в кормозаготовке, перевозке зерна и других транспортных работах.
– Постигать премудрости механизаторского дела в СПТУ я отправилась сразу после 10 класса по направлению колхоза, – вспоминает начало своей трудовой деятельности Любовь Ивановна.
– В те годы среди моих сверстниц было немало желающих освоить эту специальность. Сельское хозяйство оснащалось новой техникой, и партия ставила задачу по укреплению отрасли кадрами среднего звена не только из числа мужчин, но и женщин. Они трудились и в растениеводстве, и в животноводстве. В том числе представительницы слабого пола, прошедшие квалифицированную подготовку, активно привлекались к управлению машинами в качестве механизаторов.
Хотя, как признается Любовь Ивановна, на ее выбор профессии по большей части повлияли не агитационные настроения в среде сельской молодежи. Все решил случай:
– Однажды будучи школьницей я увидела, как К-700 пашет в станице огороды и была просто поражена мощью и красотой этого трактора. В тот момент и загорелась желанием научиться управлять сельхозмашинами.
– Легко ли Вам работалось в не типичной для женщины профессии?
– В мужском коллективе к женщинам-механизаторам относились с уважением, слесари-механики ремонтировали закрепленную за ними технику. Руководство колхоза создавало хорошие условия для труда, отдыха и учебы. В 1973 году я поступила на курсы шоферов в ст. Ильинской. Освоив специальность, пересела с трактора на ГАЗ-53.
В училище Любовь Ивановна обрела не только навыки вождения грузовым автомобилем, но и свою вторую половинку.
– Василий учился в той же группе, что и я, – вспоминает наша героиня. – Какое-то время встречались, потом решили связать наши отношения узами брака. Водительское удостоверение уже получала на фамилию мужа – Балясова.
Молодые супруги пошли рука об руку не только по жизни, но и трудовой дорогой. Им довелось жить и работать в Узбекистане, Мостовском районе. В их дружной семье родилось шестеро детей.
В 1989 году переехали в станицу Ильинскую. Любовь Ивановна работала в полеводстве колхоза «Россия». Она награждена медалью «За трудовую доблесть» и медалью Материнства I степени.
Находясь на заслуженном отдыхе, женщина занимается подсобным хозяйством, в домашнем инкубаторе выводит цыплят, выращивает виноград и увлекается цветоводством. В своих палисадниках она разводит огромное количество разных сортов лилий. Это ее любимые цветы. Свободное время проводит за ноутбуком, выставляя и просматривая на своей страничке в соцсетях фотографии детей, внуков и правнуков. Их успехи в жизни — самая большая радость для мамы и бабушки.
Фото предоставлено ильинским музеем.