С 23-м февраля принято поздравлять мужчин, тех, кому природой отведена роль сильных, смелых, храбрых. Но и представительницы прекрасного пола, как показывает история страны, стойко выносили тяготы армейск их будней.
...О жизни этой удивительной женщины можно написать не статью, а трилогию: «Детство, опаленное войной», «Нелегкая служба» и «Верная клятве Гиппократа». Я расскажу о том, как она служила.
Многим жителям Новопокровского района Лидия Павловна Лупандина знакома как врач-рентгенолог, много лет отдавшая любимой работе. Но, наверное, немногие знают, что после окончания лечебного факультета Саратовского медицинского института в 1963 году, она сама выбрала место распределения. И ни где-нибудь, а на Урале, в Свердловской области, которую называют краем исправительных колоний.
- Сразу перед выпускными экзаменами в наш вуз приехал майор Мословский, - вспоминает Лидия Павловна. - Он набирал медиков для уральских исправительных колоний. 12 молодых специалистов выехали на первое место работы.
Приеха в в город Ивдель ― самый северный город Свердловской области, она получила назначение в исправительную колонию (ИК-25), где содержались более 1000 особо опасных заключенных. Приступила к работе в должности начальника медсанчасти. В подчинении Лидии Павловны находилось 15 человек.
- Страшно было? - интересуюсь я.
- Безумно! - до сих пор с горячностью отвечает собеседница. - Прямо перед моим приездом в промзоне колонии убили начальника ― проиграли в карты. И тут же, прямо в первый день моей работы, один из заключенных зашил себе рот. В прямом смысле нитками. Его привели в санчасть (каждого водили только под конвоем), я вытащила нитки, обработала раны, пошла в оперчасть сообщить о произошедшем. Вернулась, а мне снова этого же пациента ведут ― снова зашил. Много было случаев, когда заключенные увечили не только друг друга, но и себя, совершали побеги.
- Если бы можно было повернуть время вспять, вы бы после окончания института выбрали другое место службы?
- Скорее всего снова поехала туда, - после некоторого раздумья отвечает Лидия Павловна. - Я была молодой, одержимой идеей приносить пользу. К тому же именно там я встретила любовь всей своей жизни ― моего Алешу.
Это случилось в 1969 году. Я пришла в общежитие для служащих, чтобы позвонить в райцентр. На вахте увидела молодого человека... Это была любовь с первого взгляда. Он был таким красивым, с умным, внимательным взглядом. Я еле отвела от него взор. А потом нас познакомили, мы стали встречаться, а с 11 декабря 1970 года стали жить вместе. Совсем недавно я его похоронила...
Девять лет прослужила капитан Лупандина в должности начальника медсанчасти ИК-25. Когда носила под сердцем первую дочку, стала писать заявления во все инстанции, чтобы их с супругом уволили. Обращалась даже к генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу. Но отовсюду приходил отказ: уволить с места службы сразу двоих служащих никто не хотел. Но случилось непредвиденное. Однажды Лидию Павловну в санчасти захватили заключенные и почти неделю продержали закрытой в кабинете, не давая приблизиться охране.
- Руководил бунтом вор в законе, - окунается в воспоминания она. - У него не было ног. О требовал выдать ему наркотики. Я объясняла, что не могу этого сделать... Когда меня освободили, собралась и уехала к свекрови в Новопокровскую. Только через год мой Алексей Михайлович смог к нам присоединиться.
За добросовестный и многолетний труд Лидия Павловна награждена медалью «Ветеран труда». Бережно хранит она и медаль «Дети войны», значок «Союз советских офицеров» и юбилейные медали «90 лет Советской Армии», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне», «130 лет со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина». Лидия Павловна считает себя счастливым человеком: честно служила Родине, новопокровчанам, любила и была любима, вместе с мужем воспитала замечательных детей, воочию видела Юрия Гагарина и даже переплывала Волгу!
Фото А. Толстых.