Запомнить меня

Дважды за границей Василию Ивановичу Носову довелось служить и работать вдали от родного дома

Василий Иванович Носов в период службы в армии
Дважды за границей Василию Ивановичу Носову довелось служить и работать вдали от родного дома

В далеком 1953 году группа молодых военных под руководством Фиделя Кастро начала партизанскую борьбу против американского ставленника Ф. Батисты в горах Кубы, которую американские власти превратили в свою колонию.

В конце 1958 года кубинские повстанцы предприняли наступление на Гавану и заняли ее. Режим Батисты пал. Были созданы народные армия и милиция, национализированы частные американские банки, промышленные предприятия, земля отдана крестьянам. Прежнее правительство Кубы со своим руководством сбежало в США и оттуда при поддержке американского капитала и военных стало готовиться к вторжению на Кубу. Это побудило кубинское правительство во главе с Фиделем Кастро, которое взяло курс на независимость, обратиться за помощью к Советскому Союзу.

В феврале 1960 года между СССР и Кубой было подписано соглашение о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В ответ американцы разместили на территории Турции свои ракетные базы. Ядерное оружие оказалось у границ нашего государства. Были предприняты ответные меры со стороны правительства и министерства обороны Советского Союза.

На остров Свободы пошла военная помощь. Так начался Карибский кризис.

В станице Ильинской в настоящее время проживает Василий Иванович Носов, который волею судьбы оказался свидетелем тех далеких событий на Кубе.

Окончив 5 классов ильинской школы, Вася пошел работать в колхоз «Победа», на ферму. Спустя четыре года, 6 октября 1959-го, вместе с другом детства Виктором Долгополовым юноша поехал в военный комиссариат города Кропоткина. Попав на сборный пункт Краснодара, друзья расстались, и у каждого началась своя армейская судьба.

Василия призвали в Ленинградский военный округ, минометно-артиллерийский полк. По штатному расписанию рядовой Носов служил наводчиком 82-122 калибров минометов.

Начались боевая учеба и практические стрельбы. Служба шла хорошо, и вскоре Василий и его армейские друзья стали считать дни до демобилизации. Но произошло событие, которое отодвинуло встречу ильинца с родными и односельчанами еще на несколько месяцев.

Однажды военнослужащих построили и увезли в неизвестном направлении. Солдаты прибыли в лес, где находился оборудованный учебный лагерь. Там сотрудники особого отдела стали тщательно проверять биографии каждого солдата. Вскоре лес пополнился совершенно новыми армейскими автомобилями, военной техникой, вооружением, боеприпасами. Всем выдали новое обмундирование, погрузили в транспорт и доставили в порт города Лиепая (Латвия). Здесь солдатам выдали гражданскую одежду и предметы личной гигиены.

Началась погрузка на сухогруз «Сретенск». Вскоре судно отошло от причала примерно на одну милю и стало на якорь. От берега в сторону сухогруза направился катер, который пришвартовался к борту судна. Личный состав и экипаж «Сретенска» выстроились на палубе. Группа военных поднялась на борт. Среди них было два генерала. Один из них, обращаясь к строю, сказал: В свое время, когда это будет необходимо, вам сообщат, куда вы направляетесь. Ждем вас обратно как героев».

Гости покинули судно, и сухогруз с 370 пассажирами на борту взял курс в открытое море. А незадолго до этого, ночью, в порту кранами в нижний отсек трюма погрузили танки, бронетехнику, пушки, минометы, в среднюю часть — военное имущество, боеприпасы, гранаты, средства связи, мины и т. д. В верхней части трюма разместили военнослужащих.

Так сухогруз отправился в далекий путь. В целях маскировки на палубе размещались ящики с мирным грузом. Когда шли по Бастике (это был май-месяц), людям в трюмах было находиться терпимо. Но когда прошли побережье Дании, Голландии, Бельгии, Франции, проливы Па- де- Кале, Ла-Манш, издали увидели очертания Англии и вышли в Атлантический океан, стало очень трудно. В трюме поднялась высокая температура, стояла нестерпимая жара, затруднявшая дыхание. На палубу выпускали небольшими группами и то ночью. Были случаи обмороков. Но особенно сильно солдаты страдали от морской болезни. Васе Носову повезло, что его определили помогать повару. Переодетый в форму матроса, он чаще других бывал на свежем воздухе.

Много дней продолжалось это мучительное плавание. Наконец сопровождающие люди из особого отдела сообщили, что Америка готовится к вооруженному вторжению на Кубу, у которой с СССР есть договор о сотрудничестве. «Вы идете защищать кубинскую революцию и народ, мы не дадим в обиду своих друзей»,- сказал один из официальных представителей. Вскоре показались берега острова, растущие пальмы. Пришвартовавшись к порту Сантьяго- де- Куба, разгрузились и на автомашинах поехали по узким дорогам в джунгли. Танки и другая техника шли своим ходом. По пути попадались местные жители с коричневыми и черными лицами, мулаты, негры, арбы, запряженные волами. Так Василий Иванович попал на Кубу в мае 1963 года.

Прибыли к месту расположения, стали расчищать территорию от деревьев и другой растительности., устанавливать армейские палатки, полевую кухню, рыть окопы и траншеи. На Кубе, как правило, после обеда начинались тропические проливные ливни. Некоторые деревья были ядовитыми, и если листья касались тела, то оно начинало покрываться язвами. Но все эти трудности советские солдаты стойко переносили. Вскоре командование довело до них приказ.

В задачу артиллерийского полка, в котором находился Василий Носов, входило подавление огнем из артиллерии и минометов американцев, которые могли высадиться на побережье острова с кораблей ВМФ США. Подразделение находилось в повышенной боевой готовности. Всякие попытки проникнуть на территорию Кубы диверсантов решительно пресекались местными военными совместно с советскими частями. Америка поняла, что мир находится на грани ядерной войны и что победителей в ней не будет, а будет глобальная катастрофа для всего человечества, и отступила. Карибский кризис пошел на убыль. Блокада Кубы стала ослабевать. Служба стала спокойней.

Наконец, пришел приказ об отбытии на Родину. Советским солдатам выдали гражданскую одежду, и на судне «Балтика» они пошли на Калининград.

В Гаване были получены билеты, и бывшие пехотинцы, моряки, летчики отправились домой.

Сразу после демобилизации Василий Иванович Носов устроился работать в колхозе «За мир» механизатором бригады. На комбайне убирал хлебные поля. За добросовестный труд удостоен наград, в том числе ордена Трудового Красного Знамени. Общий трудовой стаж составил 45 лет.

Слева: В.И. Носов на уборке урожая в МонголииНо Василию Ивановичу суждено было еще раз побывать за границей, но теперь уже как человеку мирной профессии. Комбайнером его направили на уборку урожая в Монголию.

Скашивать посевы приходилось даже в октябре, когда появлялся снег. На комбайнах СК-4 намолачивал по 10-12 центнеров с гектара. Почва в Монголии суглинистая, не то, что у нас, на Кубани, - чернозем. Но все равно работали.

В период командировки Василий Иванович был отмечен премиями и памятным адресом за подписью руководителя правительства страны Ю. Цеденбала «за оказание действенной помощи в благородном деле — развитии социалистического сельского хозяйства МНР».

На данный момент дети Василия Ивановича продолжают трудится, и им всегда помогает советом и делом опытный человек, который честно служил в армии и работал на полях родного колхоза.

Joomla SEF URLs by Artio