Нашу семью, как и миллионы других, коснулась Великая Отечественная война. Нам повезло: папа, Николай Тихонович Манохин, вернулся домой живым. С тех пор праздники Победы мы отмечаем всей семьей.
Недавно папа принес домой Книгу Памяти о ветеранах, вернувшихся с войны. В ней есть информация и об отце. Мы наперебой принялись задавать папе вопросы о его юности в годы войны, и теперь хотим поведать вам его рассказ-воспоминание.
Папа родился и жил в станице Новопокровской в крестьянской семье. Его отец работал бригадиром овощеводческой бригады в колхозе «Красная Заря» (ныне колхоз «Кубань»). Николай с пятого класса помогал в поле и часто захаживал в колхозную кузню. В конце концов в старших классах на лето его стали брать молотобойцем.
Война застала семью отца, как и всех, врасплох. Жили очень трудно, много работали в колхозе для нашей Красной Армии. Немцы заняли станицу Новопокровскую в августе 1942 года. Гитлеровцы заходили во все дворы, забирали последнее хозяйство. Молодые ребята, чтобы немцы не угнали их в Германию, скрывались у знакомых с дальних улиц на окраине станицы.
В январе 1943-го фашисты из-за наступления наших войск стали покидать станицу. Одна телега застряла в грязи, ее хозяин пришел в крайний двор и приказал ее вытолкать. Пока толкали, папа из-под брезента вытащил автомат. Потом из любопытства он с ребятами попробовал из него пострелять. Вскоре они встретили наших воинов-разведчиков, которым рассказали о немцах: сколько их и куда они поехали. Им же ребята отдали и автомат.
Но с тех пор друзья только и мечтали пойти на фронт. Старший брат Иван и отец папы уже были призваны в армию.
В марте 1943 года наконец-то военкомат зачислил Николая в команду допризывников. Построение было на школьном дворе, все прощались с родными и учителями. Затем дали команду погрузить свои «сидоры» (льняные мешочки) с продуктами в шарабан, и допризывники маршем пошли в направлении станицы Павловской. Оттуда в товарных вагонах двинулись в сторону Кропоткина. В пути поезд обстреляли немецкие самолеты. Впервые папа увидел убитых и раненых людей.
Через несколько дней отца вместе с двадцатью отобранными ребятами доставили в г. Дербент, где они были зачислены в военно-морское училище в группу спецсвязи. После шестимесячных курсов и экзаменов Николай Тихонович получил звание старшины III статьи и военную специальность связист-радист-шифровальщик.
Затем в октябре 1943-го с офицерами училища был направлен в сторону Керчи и десантировался в районе селения Камыш-Бурун у Черного моря. Именно в этом месте папа и получил свое первое боевое крещение.
Батальон морской пехоты заметил немцев. Николая Манохина и двух матросов Василия Гопота и Петра Сырокваш послали убрать их, после чего папа должен был занять удобную позицию для наблюдения за немецкими передвижениями. Всю информацию он шифровал и передавал командиру батальона.
По полученным координатам наша артиллерия открыла огонь, после чего был занят завод имени Войкова. Но немцы не хотели просто так отдавать объект и обстреляли его с артиллерийских орудий. В тот момент и был ранен папа. Уже в госпитале он узнал о награждении его орденом Славы III степени.
На этом папина морская служба закончилась.
После госпиталя его направили в город Ставрополь в 10-й запасной кавалерийский полк в полуэскадрон связи. Затем в Калининскую область, где они влились в 3-й гвардейский Гродненский Краснознаменный кавалерийский полк.
...Шел 1944 год. Папа участвовал в освобождении Белоруссии. Занимался корректировкой огневой позиции по немецким военным объектам. За участие в наступательной операции «Багратион» награжден орденом Отечественной войны I степени.
Каких только трудностей не пришлось испытать: форсирование рек Березина и Неман в холод, чтобы выйти на территорию Польши; в феврале 1945-го пришлось высаживаться в ледяную воду р. Висла на подручных и легких плавсредствах. Участвовал в освобождении Варшавы и Люблина. Затем двинулись на территорию Германии.
Папа участвовал в штурме города-крепости Кенигсберга. За эту операцию награжден медалями «За отвагу» и «За взятие Кенигсберга». Тогда ему еще не было и 20 лет.
О победе папа узнал от командиров. В тот день они расставляли палатки в лесу под г. Виттенбергом в Германии. Все стали стрелять в воздух из автоматов...
На этом служба не закончилась. Николай Тихонович еще долгих шесть лет был в рядах Красной Армии — передавал опыт молодым солдатам в области спецсвязи.
Возвратившись на родину, в станицу Новопокровскую, он начал трудиться. Строил хлопкокомбинат и там же потом работал. Помимо этого, учился. Получил среднее специальное и высшее образования по специальности «Инженер-механик». Позже работал на комбикормовом заводе станицы Новопокровской и «Новопокровскферммаше».
После ухода на пенсию вел активную общественную деятельность, будучи председателем совета ветеранов.
Он и сейчас молод душой, не сидит сложа руки. Особенно заботится о внученьках и правнуках Романе и Данииле. Мы все его любим, ценим и благодарим за вклад в Победу над фашистами. Желаем крепкого здоровья и подольше пожить с нами в мирной стране!