Запомнить меня
  • «Кругом корреспонденты, камеры, кинорепортеры...»


    Идеалом для подражания, как и у нескольких поколений советских людей, у нее был главный герой романа Островского «Как закалялась сталь» Павел Корчагин. Она не боялась писать письма Брежневу, отстаивая счастье односельчан. Ее выбирали депутатом, председателем общественного суда. А в 18 лет она занимала руководящую должность. Все это — малоизвестные факты биографии заслуженного учителя РФ, отличника народного образования  Раисы Ивановны Найдёновой.

    Душевное чаепитие

    Обычно про хороших учителей говорят: профессионал, победитель энного количества конкурсов, обладатель такой-то премии, разработчик авторской методики и многое другое. Перечисление заслуг может занять много строк. Все это есть и у учителя английского языка Раисы Ивановны Найдёновой. Ее награды и успехи заслуживают огромного уважения. Но сегодня я хочу рассказать о самой лучшей учительнице, с которой мне посчастливилось когда-то познакомиться, совсем другую историю.

    Честно признаюсь в том, что вынимать пирожки из духовки вместе с классным руководителем моего старшего ребенка мне еще не доводилось. Но все когда-то бывает впервые. Это душевное чаепитие я сохраню в памяти навсегда.  Мы говорили не об оценках и успеваемости, не о новаторских разработках и участии в конкурсах, не о заслугах и званиях. Мы говорили о жизни во всех ее проявлениях, большая часть из которой у Раисы Ивановны связана со школой и ее учениками.

    Сибирские корни

    Раиса Ивановна родом из Сибири. Может, родная сторона закалила характер девушки, может, воспитание, а может, повлиял и главный герой романа Островского «Как закалялась сталь» Павел Корчагин.

    После окончания педагогического училища 18-летняя Раиса пришла устраиваться на работу.

    – Мне тогда сказали: «Есть три школы, куда требуются учителя», – вспоминает историю полувековой давности Раиса Ивановна. – Я спросила: «Где буду нужнее?» Ответили: «В третьей. Но там даже электричества нет!» И я, представляя себя Павлом Корчагиным, который всегда с азартом брался за партийные задачи, отправилась в маленький сибирский поселок, где на самом деле не было электричества.

    Потом оказалось, что там не задерживаются учителя. Выпускницу педучилища сразу назначили директором школы. И это в 18 лет! Жить приходилось не в лучших условиях. Особенно зимой. Школа стала культурным центром поселка: заработала передвижная библиотека, читали модные в те времена лекции, проводили праздничные огоньки и танцы под гармошку.

    Директор в поселке был уважаемым человеком. Называли ее все не иначе, как «Ивановна». Местные жители выбрали девушку депутатом  сельсовета, председателем товарищеского суда, и она начала активную деятельность по электрификации населенного пункта. Раиса Ивановна с улыбкой вспоминает, как она  писала  письма Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, потому что у местной власти  не было денег на масштабную работу. И это сработало! Через три года поселок злектрифицировали, а «Ивановна» уехала в город, чтобы получить высшее образование.

    Дорога на Кубань

    Она поступила в Барнаульский педагогический институт на факультет иностранных языков. Так представительная «Ивановна» снова стала студенткой Раисой.

    – В пединститут я шла осознанно. Учителем мечтала быть с детства, а поработав в школе,  поняла, что ничего другого не хочу, – вспоминает Раиса Ивановна.

    Будучи студенткой вуза, окончила курсы вожатых. И каждое лето отправлялась в местный лагерь работать с подрастающим поколением. Очень пригодилось образование пед-училища. Она прошла все ступеньки карьерного роста – от отрядной вожатой до начальника лагеря.

    – Однажды за активную работу меня наградили путевкой в Сочи, – рассказывает Раиса Ивановна. – Был июль. Я ахнула от окружавшей меня красоты цветущих магнолий, лазурного моря и влюбилась в Кубань. Представляла, что на всей территории Краснодар-ского края растут пальмы, есть море и горы. И после окончания института взяла направление на Кубань.  

    Английский для «иностранцев»

    На Кубани молодой учительнице предложили работу в школе поселка Саук-Дере Крымского района. Раису Ивановну название населенного пункта привело в замешательство.

    – Почему-то тогда я подумала, что саукдеринцы — это отдельная, незнакомая мне нация, – вспоминает с улыбкой она.

    В «иностранном» поселке она встретила будущего мужа, студента Кубанской медицинской академии Владимира Найдёнова, и после получения им диплома они по направлению супруга переехали в станицу Новопокровскую. Был 1979 год.

    Неиссякаемая энергия

    Учить детей английскому языку в станице Новопокровской Раиса Ивановна стала сразу в двух школах – № 2 и № 8. Работала методистом в РОНО, была депутатом райсовета. Ей, как человеку с неиссякаемой энергией, предлагали несколько престижных должностей в районе,  но любовь к работе в школе, с детьми, пересилила. Она пришла в МАОУ СОШ № 1, проработав там 32 года  завучем и учителем английского языка.

    А еще Раиса Ивановна стала одним из тех людей, благодаря стараниям которых в Новопокровской открыта специализированная школа. Если бы не ее активная позиция в отстаивании интересов детей (она писала депутатские запросы во все инстанции), то ребята, нуждающиеся в специализированном обучении, получали бы элементарные знания вдалеке от дома.  

    Она не только первая в районе начала преподавать английский язык в начальной школе и возить учеников в международные лагеря,  но и единственная, кто решился повезти детей практиковать полученные на уроках знания в стране изучаемого языка, в Англию.

    Школа навсегда

    Сколько учеников Раисы Ивановны – и тех, кто уже давно покинул стены СОШ № 1, и тех, кто выпустился недавно, которые могут сказать о ней удивительные слова: «Лучший друг», «Настоящий воспитатель», «Творческий человек», «Увлеченный путешественник», «Генератор идей». Все это о ней, о Раисе Ивановне Найдёновой.

    Но и она не смолчит в ответ. Помнит каждого ученика: «этот был тихоней», «к этому надо было подобрать свой ключик», «а это — просто звезда класса»...

    Педагог с полувековым стажем собрала, как она говорит,  семейно-школьный  архив. В альбомах хранятся не только фотографии и видеофильмы со школьных мероприятий. Она записывала  разные забавные случаи из жизни детей, собирала рисунки, стихи каждого начинающего поэта, чертежи юных инженеров, девичьи секретики, вырезки из районной газеты…

    Заглянула в альбомы и я. Забавно! Если в ряд по годам выпуска выложить детские рисунки с изображением классной мамы, можно увидеть, как рос учитель. Одна подпись тронула: «Наша мама Рая – хороший человек. Ведь все-таки непросто сдружить нас всех навек». Ребята, у которых Раиса Ивановна была классным руководителем, действительно очень дружны. Даже спустя много лет общаются между собой, могут без приглашения прийти к своей маме на чашку чая, попросить совет или поделиться радостью. Для всех в сердце учителя есть место.

    300 слов на букву «К»

    Раиса Ивановна имеет много заслуженных наград. Они достались ей большим трудом и упорством. В каких только конкурсах она не участвовала и не побеждала! Но один ей запомнился больше всего. В 1995 году проходил первый конкурс «Учитель года Кубани», лауреатом которого она стала. Кроме защиты авторской методики по изучению грамматики английского языка, в ходе краевого этапа конкурса предстояло выполнить творческое задание, раскрывающее личность учителя. Раиса Ивановна написала  репортаж в 300 слов о конкурсе «Учитель года», где все слова начинались на букву «К». Это получился эмоциональный рассказ. Приведу отрывок.

    «...Канун конкурса. Кваша кратко комментирует кавалеристам крайоно: «Конкурсанты красивы: кожаные куртки, костюмы, камеры… Конкурсантки – красавицы: кареглазые, косметика, каблуки, каре, кудри, колье, клипсы...»

    «Кошмар! Крах! Катастрофа!» – колеблются конкурсанты.

    Кваша культурно категоричен: «Крепитесь,  коллеги!»…

    …Кратковременно кооперируется квалифицированная комиссия.

    «Кабы категорию кинули!» – кокетливо канючат конкурсанты. «Какую категорию? Куда клоните?» – компетентно кряхтит комиссия.  Конкурсанты каются, клянутся: «Конкурс! Конкурс! Конкурс!»…

    Кульминационно конкурсанты кто кудахчет, кто кувыркается как кузнечик. Кутерьма. Крыша конкурсантов кружится. «Караул!» – кричат, крестятся. «Карабкайтесь!» – курлычет комиссия. Конкурсантам кажется: коллегия калейдоскопит краснодарцев. Конкурсанты колобродят, кучкуются. Конкурс кульминирует…

    ...Комиссия коллегионально констатирует конец. Капелла комедиантов кончает конкурс концертом. Кулуары кентаврят.

    Красивый, круглолицый Кваша коронует короля. Конкурсанты коронуются «корочками», кувшинами, «Кодаком», каллами, курортом.

    Кругом корреспонденты, кинокамеры, кинорепортеры…

    Конкурс? Конкурс… Конкурс!»

    Разве может обычный человек написать эти строки? Нет. Это могла сделать только она — самая лучшая учительница, классная мама и человек — Раиса Ивановна Найдёнова!

  • «Ура! Физкультура!»


    Программы, методики, приемы обучения имеет на вооружении каждый педагог. Но главное в работе учителя – любовь к детям. Так считает Сергей Прокофьевич Шеховцов, посвятивший профессии 27 лет. А уж как любят его ученики!
    – 2 «Б», становись! – командует учитель, и малыши быстренько выстраиваются по росту в колонну. Затем озорная ватага устремляется из класса на уличную площадку, предвкушая активное занятие на свежем воздухе. Побегать, попрыгать, выплеснуть энергию — для ребят самое то.

  • Анастасия Витальевна Рычкова гордится тем, что продолжает династию учителей


    Педагогический дуэт

    У каждого из нас на жизненном пути встает вопрос о выборе профессии. Кто-то предпочитает перспективную, хорошо оплачиваемую работу, а у кого-то есть детская мечта, и он ее воплощает.
  • В ваших руках - будущее

    Учитель математики Лариса Васильевна Башкатова ведет урок алгебры  в 7а классе СОШ № 10

    В Новопокровском районе 5 октября профессиональный праздник отметят 643 учителя и все педагогические работники образовательных учреждений. Среди них — Лариса Васильевна Башкатова, заместитель директора МБОУ СОШ № 10 по учебно-воспитательной работе.

    Она – высококвалифицированный специалист,  владеющий основами школьного управления. Методически грамотная, требовательная и одновременно отзывчивая, способная и вдохновить, и убедить. Педагог награждена  грамотами начальника управления образования муниципалитета, главы Новопокровского района, министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.

  • В Новопокровском районе объявили имя победителя конкурса "Учитель-логопед, учитель-дефектолог"


    Победителем стала учитель-логопед детского сада № 3 станицы Калниболотской Татьяна Александровна Маляренко.

  • Завершился муниципальный этап краевого профессионального конкурса «Учитель года Кубани» в 2017 году


    Трое участниц стали победителями и представят наш район на региональном этапе. В основной номинации  «Учитель года Кубани» - Людмила Алексеевна Михайличенко, учитель начальных классов СОШ № 5.  В номинации «Учитель Кубани по кубановедению» - Светлана Дмитриевна Грязева, педагог СОШ № 13.  «Учитель года Кубани по основам православной культуры» - Наталья Анатольевна Кобзева из СОШ № 20.

    Итоги краевого конкурса подведут в апреле.

  • Лучшего учителя выбрали в районе


    Победителем муниципального этапа краевого профессионального конкурса «Учитель года Кубани-2024» стала Людмила Николаевна Брык, преподаватель английского языка СОШ № 1 станицы Новопокровской. Она представит район на региональном этапе конкурса.

  • Молодой педагог Марина Александровна Куценко делится впечатлениями о первом месяце работы


    – Как и представляла, работа оказалась непростой, но интересной, – рассказывает Марина Александровна. – Я с детства видела, сколько времени отдает мама и бабушка профессии. Наверное, поэтому меня не пугали вечерние проверки ученических тетрадей вместо ужина, многочасовые подготовки к урокам вместо сна. Я была готова к этому.

  • На первом уроке ее встретили… лежа


    Окончив школу, выпускница Ольга Тарасова согласилась на предложение учителя физкультуры поработать преподавателем. Педагогов не хватало, а спортивная Ольга была ответственной. Занимаясь гандболом и легкой атлетикой, привыкла не бояться трудностей и добиваться цели. Так молодой учитель, с разницей в два года с учениками, шагнула снова в школу

    Позже, окончив пединститут, пришла в школу с намерением посвятить этой профессии всю жизнь. Учитель технологии за 46 лет педагогической деятельности по-прежнему уверена, что фундамент в отношениях с учениками – дисциплина и уважение.

    Ольга Николаевна уже на пенсии, но продолжает учить детей в СОШ № 10, посвятив школе 40 лет жизни. Она помнит всех учеников, но первый выпуск – самый родной и незабываемый. На первом уроке молодого преподавателя встретили не стоя, а… лежа. Вот так ученик решил завоевать уважение одноклассников и заодно проверить «новенькую» на прочность. Ольга Николаевна испытание прошла достойно. пригласила юного бунтаря присесть рядом, разговорились, спросила, почему он на уроке в такой странной позе, на что он ответил: «Хотел проверить реакцию, будете ли ругать». Ольга Николаевна не оправдала ожиданий: «Ну кто же кричит на первом уроке при знакомстве?»

    Ученик расстроился: «Вот я дурак, не подумал, и впрямь, надо было на втором уроке разлечься!»

    И в первый год, и сейчас для нее важно не только научить ребенка работать руками, пришивая пуговицу или осваивая швейную машинку, но и общаться со старшими и сверстниками, находить компромисс.

    Классное руководство в жизни Ольги Николаевны – это всегда создание большой и шумной семьи. Среди общих споров и радостей нужно уделить внимание каждому, протянуть ему руку и помочь разобраться в проблемах. Она стремится не только наладить доверительные отношения с детьми, но и донести до родителей, что вместе они делают одно важное дело – воспитывают человека. Мама и папа, как бы они не относились к учителю, должны во благо ребенка быть партнерами с ним.

    В своей семье Ольге Николаевне не приходилось баловать детей воспитательными приемами. Из-за катастрофической нехватки времени дочь Мария и сын Алексей росли самостоятельными и ответственными. Сейчас они взрослые и самодостаточные люди и как в детстве – во всем опора маме.

    Проживая трудную, но интересную учительскую жизнь, Ольга Николаевна может найти ответ на все вопросы учеников. Только себе не может ответить на вопрос: «Из чего же сделаны наши мальчишки? Да и девчонки тоже…» С каждым годом в класс приходят дети, отличающиеся от предыдущих. Что им интересно и какие у них ценности? Как научить хорошему и умению распознавать плохое? Это сложная задача заставляет развиваться самой, шагать в ногу со временем. А иногда учит просто принимать их такими, какие они есть, не понимая действий и поступков.

    Еще Ольга Николаевна уверена, что учителя – особенные, их легко можно различить в толпе людей. «Птицу видно по полету», – смеется и вспоминает приезд в гости племянника со своей девушкой. Пообщавшись несколько минут, обеим стало понятно, что учительствуют.

    Ольга Николаевна еще не решила, чем будет заниматься после ухода из школы. Дружный и отзывчивый коллектив не дает сойти с дистанции. Да и жизнь без детского гомона и любопытных глаз пока себе не представляет. Но одно она знает точно: оказавшись вдалеке от звонков на урок и классной доски, она будет долго сидеть у костра и наслаждаться тишиной.

  • Новопокровский педагог Людмила Николаевна Брык применяет на уроках языковую анимацию


    Приближающийся профессиональный праздник Людмила Николаевна Брык встретит в 24-й раз и в шестой – в стенах СОШ № 1, в окружении любимых учеников и дорогих коллег.

  • Преподавать науку о живом нужно живо, интересно и доступно


    Мечта с детства

    Екатерина Васильевна Авдеева — молодой педагог. Ее преподавательская деятельность началась с января текущего года. Работает учителем биологии в СОШ № 20 станицы Новопокровской. Ведет уроки в 5-11 классах.

    Сейчас ее подопечные на каникулах, кто-то уже попрощался со школой, а самой Екатерине Васильевне, как и большинству ее коллег, пока еще не до отдыха: дел у педагогов хватает и летом. В том числе нужно подготовить свой кабинет к новому учебному году. Поэтому застать в эти жаркие дни учителя на любимом рабочем месте нам не составило труда.

    Екатерина Васильевна охотно рассказала о том, как пришла в профессию, поделилась своим мнением о значимости изучения биологии и взглядом на актуальные темы экологии:

    – В 2010 году я окончила СОШ № 16 станицы Ильинской, поступила в Кубанский государственный университет на факультет химии и высоких технологий и спустя шесть лет обучения защитила магистерскую диссертацию. Мне нравилось заниматься научно-исследовательской работой, а стать учителем вообще мечтала с детства.

    Любовь к химии и биологии в школьные годы мне привили учителя Алена Александровна Климова и Ирина Александровна Башкатова. Во многом это предопределило выбор предмета, на котором мне хотелось специализироваться в качестве педагога.

    Коллектив СОШ № 20 принял меня тепло: атмосфера в школе дружная, опытные педагоги помогают молодым адаптироваться к новым условиям, советами. Символично также, что я стала работать учителем биологии  в  Год экологии в России. Это еще больше вдохновило меня. А со следующего учебного года буду преподавать еще и химию.

    Причем здесь ежики?

    Очень важное место в курсе биологии, по словам Екатерины Васильевны, занимает экологическое образование учащихся.

    – Дети участвуют в различных экологических акциях, всероссийских экологических уроках, – рассказывает она. – За каждым классом закреплена своя природная зона на территории школы.

    В определенный день недели, который называется «экологический день», ребята выходят на участки, наводят санитарный порядок, ухаживают за насаждениями, постигают азы овощеводства и цветоводства. И рассаду цветочных культур юные экологи  учатся выращивать самостоятельно, прямо в кабинете биологии. Живое общение с природой — лучший способ привить к ней любовь.

    Особенно много внимания в беседах и учебно-воспитательных мероприятиях я уделяю теме загрязнения природной среды бытовыми отходами и вторичной переработки мусора. И, что интересно, учащимся эта проблема не безразлична. К примеру, когда мы участвовали в районной  акции «Сдай батарейку – спаси ежика», я не предполагала, что призыв экологов найдет такой живой отклик у школьников. Ребят интересовало, какая связь между батарейками и ежиками, какой вред наносят обыкновенные батарейки, выброшенные в мусорное ведро, и почему их необходимо сдавать на переработку? Я объяснила, что одна пальчиковая батарейка, попавшая в почву, загрязняет тяжелыми металлами 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежа и нескольких тысяч дождевых червей. В качестве символа акции был выбран ежик.

    Проникнувшись состраданием к колючему представителю фауны, учащиеся старались принести в школу из дома как можно больше различных батареек для последующей их сдачи и утилизации.

    Что? Где? Когда?

    Этот сложный механизм создала сама природа. Он представляет собой неравноплечий рычаг. Сопротивление воздуха заставляет поворачиваться длинное плечо этого рычага, образуя плоскость, давящую на воздух. При обратном токе воздуха этот рычаг разворачивается вертикально, оставляя воздуху свободный проток. О каком механизме идет речь? Затрудняетесь ответить? Это вопрос из викторины для школьников. Учителя биологии часто используют данную форму работы. Игровая составляющая в процессе обучения способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению полученных знаний, развитию мышления. Проводит викторины для своих учеников и Екатерина Васильевна. Но прежде чем она об этом расскажет, вернемся к вопросу о механизме. Кто не угадал, это перо в птичьем крыле.

    – Мне как учителю важно организовать учебный процесс так, чтобы дети получали качественные знания и проявляли заинтересованность в познании чего-то нового. В педагогике существует много форм и методов, применение которых помогает  повысить стремление учащихся к изучению наук естественного цикла, развить смекалку, умение думать, рассуждать, делать выводы. Я стараюсь творчески подходить к подаче нового материала и закреплению пройденных тем, использовать наряду с традиционными педагогическими методиками нестандартные формы обучения в соответствии  с возрастными особенностями школьников. За время своей небольшой преподавательской практики я уже взяла на вооружение несколько эффективных форм проведения уроков и внеклассной работы. Это викторины, игры, исследования, презентации, наблюдения, конкурсы.

    Преподавать в школе науку о живом нужно живо, интересно и доступно.

    Любимица Маркиза

    – Екатерина Васильевна любит природу во всех ее проявлениях, и не потому, что к этому обязывает профессия. Это чувство идет из глубины души, его рождает любовь к малой родине, к России.

    Вне работы учитель биологии занимается цветоводством, содержит домашних животных. Любимица среди четвероногих питомцев — кошка Маркиза сибирской породы.  

    – Мы должны заботиться о братьях наших меньших, о всем живом на Земле и не быть равнодушными к существующим экологическим проблемам, – резюмирует в завершение нашей беседы Екатерина Васильевна. – Этому всему и учит биология. И даже если ребенок не выберет данный предмет для поступления в вуз, не свяжет будущую профессию с этой областью, основные знания, полученные в школьные годы, обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.

    Фото А. Толстых.

  • Пять педагогов в одной семье


    Основоположником учительской династии стала Лариса Васильевна Локоткова

    Что оставить в наследство: дом, машину, счет в банке? А может, профессию? Именно этот дар передают в семье Локотковых от старших младшим

    Лариса Васильевна Локоткова 29 лет преподает в СОШ № 10. Учитель биологии выпустила в жизнь ребят, которые потом стали врачами, директорами школ и учителями... И ее дочь, информатик-экономист Валентина Бердникова, теперь учит детей в родной школе.

    Валя с пятилетнего возраста ходила с мамой на работу. С ранних лет ей была близка профессия педагога. Мама научила восхищаться учительским трудом. Поэтому, когда Валентина выросла, вопроса с выбором профессии не стояло. Она поступила в педвуз и успешно его окончила.

    Старшие сыновья Ларисы Васильевны, Сергей, Владимир и Александр, окончили исторический и физический факультеты Армавирского пединститута. Мальчишки самостоятельные с детства. Это они водили маленькую сестренку в детский сад, наряжали ее к утренникам, даже заплетали косички. Порядок в комнатах и на полках с игрушками создавался также мамиными помощниками.

    Много лет назад, выбирая профессию, Лариса Васильевна и не думала, что педагогика — лучшее средство от старения. Общение с молодым поколением — самое ценное. От него заряжается позитивом и перенимает современные взгляды на жизнь. Да и как тут скиснуть и постареть, если шалуны всегда готовы преподносить сюрпризы. Например, однажды ученик вместо ответа у доски захотел на уроке спеть. Лариса Васильевна поддержала юного вокалиста-самородка. А после спонтанного концерта он все-таки отвечал домашнее задание. И то и другое было выполнено хорошо. Самоутверждаясь таким образом в коллективе, ученики заставляют педагога быть всегда начеку, искать новые формы и приемы преподавания, уметь заинтересовать предметом.

    dsc00928

    Лариса Васильевна Локоткова и Валентина Бердникова – мать и дочь, работают педагогами в Сош № 10

    И мать, и дочь видят в своей профессии только один минус — нехватку времени.

    – Вот бы вместить на циферблате не 24 часа, а хотя бы 48, чтобы успевать побольше общаться с детьми, – говорят педагоги.

    Валентина в системе образования с 2016 года. От мамы она переняла строгость, умение аргументировать свои действия, требовательность. Она любит дискутировать с ребятами, послушать их мнения по различным вопросам. Как и мама, хочет стать не просто учителем для детей, но и другом, наставником.

    В школе, где совсем недавно она сидела за партой, теперь ведет классное руководство у пятиклассников. В параллельном  5 «а» классной мамой работает ее бывший преподаватель Наталья Геннадьевна Сотникова. Так учитель и бывшая ученица стали коллегами.  

    Лариса Васильевна – пенсионер, но запала хватит еще надолго. Ведь рядом – отзывчивые коллеги и заботливые дети. В редкие дни отдыха родные собираются за большим столом, а сын Владимир готовит фирменный плов на костре.

    – Быть учителем семейной династии – это судьба: огнем зажигать сердца, теплом согревать души учеников, – говорит Валентина. – Только с таким отношением к собственной профессии можно отдавать этому нелегкому труду десятки лет, как, например, это делает моя мама.

Joomla SEF URLs by Artio