У людей старшего возраста слово «сельпо» вызывает богатый ассоциативный ряд. Это сейчас открывают торговые точки, специализирующиеся на реализации определенной группы товаров — одежды, мебели, спортинвентаря, а в магазинах сельпо продавалось все — от баранок до галош, от спичек до ведер. Но люди шли сюда не только за покупками, а еще и за порцией общения. У прилавка собирались, чтобы обсудить прошедший день, послушать местные новости, посоветоваться в делах житейских. Детвора на пятачке перед зданием «рассекала» на велосипедах. Словом, тут всегда кипела активная сельская жизнь. Да и сейчас, собственно, практически ничего не изменилось...
Держит торговую марку
Многие годы торговля в станицах и поселках района была представлена лишь кооперативными магазинами. Но в одночасье райпотребсоюз лишился монополии. Когда после 90-х годов прошлого века стало активно развиваться частное предпринимательство, сельпо, чтобы устоять в конкурентной борьбе, начало путь обновления. Потребовался переход к более гибкой политике. Что изменилось? Живет или выживает сельпо? Пройдемся-ка мы по магазинам поселка Незамаевского.
Часам к девяти утра подъехали к офису сельпо. Администрация в полном составе. Управляют процессами кооперации три человека — председатель Валерий Дмитриевич Клименко, главный бухгалтер Ольга Николаевна Новик и коммерческий директор Ольга Леонидовна Шкурка.
Знакомимся, беседуем о минувших временах, делах нынешних и будущих.
У Валерия Дмитриевича — солидный стаж работы в торговле – 40 лет. Окончил Читинский кооперативный техникум. В 1974-м сразу после армии устроился водителем в Бадинское сельпо Читинской области, а через три года стал его председателем. В 80-х вернулся в поселок Незамаевский. Начал работать на Новопокровской оптовой базе. Месяца три к нему присматривались начальство, коллеги — пытались понять, что за человек. Экзамен выдержал и был назначен председателем Незамаевского сельпо, которым руководит вот уже 33 года.
- Времена были разные. Кооперация в реформенные годы многое пережила, - говорит В.Д. Клименко. - Не все верили, что выживет, ибо конкуренция была серьезная в сфере торговли. Правда, Незамаевское сельпо значительно легче других преодолело этот период. Выстояло и сохранило свои позиции на стратегически важных направлениях.
И сегодня потребкооперация в поселке планомерно развивается. Осуществили газификацию объектов, провели автоматизацию торговых процессов. Достаточно активно занимаются расширением ассортимента продуктов и товаров. Должным образом организована работа по закупкам излишков сельскохозяйственной продукции у населения. За пять месяцев текущего года приобрели мяса, яиц, овощей на 724 тысячи рублей.
У сельпо от 40 до 50 постоянных поставщиков различных товаров и продуктов. В настоящее время можно выбирать с кем сотрудничать, а с кем аннулировать договор. Главный контролер и заказчик — конечно же покупатель: не захотел приобретать колбасу определенного мясокомбината, значит, не понравилась, сельпо найдет поставщика более качественного продукта. Для мобильности в 2012 году администрация приобрела машину, что позволяет регулярно ездить за товаром и сохранять ассортиментный ряд.
Конкуренция во всем подстегивает. Поэтому сельпо всегда держит торговую марку и цены в узде. Ежеквартально справляется с плановыми заданиями. Более трех лет по основным показателям деятельности занимает первые места в системе райпотребсоюза.
- Сегодня в Незамаевском сельпо трудятся 18 человек. Наряду со «старожилами» в потребкооперации работает молодежь. Вообще средний возраст коллектива — 35 лет. Текучести кадров практически нет. Обучение новичков ведется, что называется, не отходя от прилавка. За ними закрепляют наставников. Вот, например, Галина Дмитриевна Клименко. У нее 42 года стажа, не одно поколение работников торговли она вырастила.
Пользуясь случаем, в преддверии Международного дня кооперативов от всего коллектива Незамаевского сельпо хочу поздравить ветеранов потребкооперации и коллег с профессиональным праздником и пожелать им новых трудовых успехов, стабильности и процветания, крепкого здоровья, счастья и благополучия, - сказал В.Д. Клименко.
Конечно, поговорив лишь с председателем сельпо, невозможно иметь полное представление о работе потребкооперации в поселке, поэтому из офиса отправляемся на экскурсию по магазинам. Их в поселении шесть — промышленный, два продовольственных и три – товаров повседневного спроса. Месторасположение – поселки Первомайский, Незамаевский, Красноармейский и Заря.
Слово «нет» не звучит
Магазин № 125 — местный супермаркет. Ни по ценам, ни по ассортименту от новопокровских не отличается. За прилавком — Екатерина Медведева и Лариса Ламаш (заведующая). Они бойко обслуживают покупателей. За 15 минут, что мы находимся в магазине, зашли отовариться 5-7 человек. Это немало, если учесть, что в двух шагах от здания расположился рынок (четверг в Незамаевском — базарный день). Но после обеда и до 21 часа покупателей в сельмаге будет гораздо больше.
Что покупают незамаевцы? Самые ходовые товары — хлеб, овощи, конфеты. Ассортимент богатый: тут даже самый требовательный покупатель найдет все. А если не найдет, то в следующий свой приход его просьбу удовлетворят. Спрос порождает предложение.
- Мы стараемся, чтобы в нашем магазине не звучало слово «нет», - говорят работники прилавка.
Продавец – двигатель торговли
Едем в поселок Красноармейский. Магазин № 132 автоматизированный (свободный доступ к прилавкам). Можно товар повертеть в руках, изучить содержание, посмотреть дату изготовления. Удобно и современно. Покупатели заходят, выбирают, идут в кассу и выходят с продуктами. Их обслуживают обаятельные и улыбчивые Алла Лебедева, Светлана Тимофеева и Юлия Бабич.
- В этом магазине более 100 покупателей в день, - замечает Валерий Дмитриевич. - Поэтому здесь стабильно выполняют планы, товарооборот высокий. Да и девчата молодцы — приветливые, внимательные. И красотой своей берут. Иные покупатели посмотреть приходят и комплимент сказать... Продавцы – лицо магазина. От них многое зависит.
Девчата смущаются. Заведующая Ю. Бабич немного рассказывает о каждом работнике. Сама же Юлия в сельпо трудится шесть с половиной лет. Сразу после школы пришла за прилавок. Нравилось с детства ходить в магазин, потому что мама, Валентина Евгеньевна, работала в торговле.
Обходим вместе с заведующей небольшой по площади сельский магазин. Ассортимент вполне способен удовлетворить повседневные запросы покупателей. Да и приятно находиться в помещении.
- Не так давно сделали ремонт, - замечает председатель сельпо. - Здание старое и небольшое было. Мы площади расширили, чтобы торговую площадь увеличить. Все делали сами, не нанимали рабочих.
Фото А. Толстых.