В 2010-2011 учебном году учащиеся первых классов СОШ № 1 осуществили переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС). С начала нынешнего по проторенной дорожке пошли и все остальные школы района.
Как изменилось обучение детей с появлением новых требований к образованию? На этот и другие актуальные вопросы мы попросили ответить учителя 1 класса СОШ № 20 О.Е. Мишакину.
- Стандарты – это утверждения, которые выражают обязательный минимум тех знаний, умений и навыков, которые должны усвоить учащиеся на определенных ступенях своей учебы, - говорит Ольга Евгеньевна. - Их обновление представляет собой закономерный процесс ввиду общей модернизации системы образования в нашей стране в последние годы.
Главная задача для начальной школы сегодня – не просто дать ребенку новые знания и умения, а научить применять их в жизни, развивать, самостоятельно находить и наращивать, работать в группе. Другими словами – научить учиться. Поэтому в центре внимания новых стандартов – комплексная оценка, учитывающая учебные и внеучебные достижения, личностное развитие ребенка.
Для работы в новых условиях в нашей школе была разработана основная образовательная программа начального общего образования, включающая не только описание учебного процесса, но и всей воспитательной работы, а также духовно-нравственного и физического развития учащихся. Также, готовясь к началу 2011-2012 учебного года, администрация образовательного учреждения и педагоги начальной школы прошли дополнительные курсы повышения квалификации.
Теперь расскажу подробнее, как организован учебный процесс в нашем 1 классе.
После введения ФГОС количество предметов и часов не претерпели революционных изменений. В расписании первоклашек – русский язык, литературное чтение, математика, физическая культура, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, кубановедение, духовная культура народов России, информатика и ИКТ. Согласно новым стандартам определены требования к результатам обучения в каждой предметной области. Иностранный язык дети начнут изучать только со второго класса.
Продолжительность уроков определяется уставом школы. Так, в первой четверти занятия шли по 30 минут, во второй – 35, начиная с третьей – 45 минут. На перемены отводится 15-20 минут в соответствии с санитарными нормами. Все виды учебной деятельности чередуются с динамическими паузами. Между уроками – перерывы на завтрак и обед.
Количество часов в неделю увеличилось до 21 часа за счет добавления еще одного урока физкультуры. Это зафиксировано новыми санитарными правилами и нормами. Продолжительность учебной недели в начальной школе, как и прежде, – пять дней.
Принципиальная разница в том, что теперь после обязательных занятий во второй половине дня для детей организована внеурочная деятельность, регламентированная Министерством образования и науки РФ. Она включает ряд мероприятий: кружки по интересам («Умелые руки», «Разговор о правильном питании», «Хочу все знать», «Учись общению», «Занимательная математика», «Путешествие в страну вежливости», «Основы православной культуры», «Веселые нотки», «Юный художник»), спортивный час, самоподготовку, подвижные игры и прогулку на свежем воздухе. Дополнительная внеурочная нагрузка на ребенка – не более 10 часов в неделю.
Кроме того, новый стандарт закрепил требования к условиям обучения. В начальной школе должны быть не только мебель, учебно-методические комплекты, но и оборудование для работы с информацией, представленной в электронном виде, а также помещение для проведения исследовательской деятельности.
Изменения, конечно, коснулись и нашего класса. С начала этого учебного года в нем установлены компьютер с программным обеспечением, мультимедийный проектор. К каждому учебнику прилагается электронный диск. В перспективе – оснащение начальной школы учебно-лабораторным оборудованием.
Учебниками учащиеся 1 класса обеспечены в полном объеме. Содержание учебных комплектов изменено в соответствии с новыми требованиями к результатам обучения, но наименование осталось прежним: «Школа России». Я давно работаю по этой программе и считаю ее наиболее приемлемой для детей.
- Получают ли первоклассники письменные либо устные задания на дом? - интересуемся у учителя.
- Я не задаю уроков своим учащимся, но если ребенок изъявит желание поупражняться дома в умении писать или читать, то это только на пользу.
- Учитель не ставит отметок в 1 классе, правильно ли это?
- Дети в этом возрасте, как правило, воспринимают балльное оценивание как отношение учителя к себе, поэтому считаю правильным вместо отметок сказать ученику «молодец», «хорошо» или «подумай, как следует». Важно отметить его старания, похвалить.
- Позади – первое учебное полугодие. Можно ли сейчас уже говорить о каких-то результатах апробации новых стандартов?
- Считаю, пока еще рано это делать, но отмечу, что на сегодняшний день все учащиеся уже адаптировались к такому процессу обучения, стали более активно включаться в работу, сосредотачиваться на материале. Все это способствует неплохим результатам в плане успеваемости. При этом нельзя забывать, что усвоение программы зависит не только от профессионализма учителя, но и от индивидуальных особенностей ребенка, участия и поддержки родителей, особенно на первых порах обучения в школе. Я всегда говорю взрослым: «Общайтесь со своими детьми, интересуйтесь, как у них идут дела в школе, все ли получается... Ведь по каким бы стандартам ни учился ваш ребенок, главное для его успешности в учебе и жизни – ваши любовь и внимание».