Запомнить меня

О чем мечтают ветераны?

О чем мечтают ветераны?

Их в районе осталось 22. Сегодня им за 90! Но несмотря на возраст, не покидает ветеранов боевой настрой.

Зачем Николай Иванович Орехов занялся разведением волнистых попугаев, почему Иван Андреевич Толстенко мечтает полететь в космос и какая самая любимая песня у Ольги Ивановны Гончаренко узнали корреспонденты «СГ» в канун великого праздника, когда отправились поздравлять наших дорогих победителей

Запоет «Катюшу» и заплачет: вспомнит фронтовых подруг

С Ольгой Ивановной Гончаренко последний раз виделись три года назад. Тогда мы сидели с ней за столом, и она показывала нам свое самое большое сокровище – узелочек, в котором бережно хранит заслуженные награды. Она делилась воспоминаниями о страшной войне, плакала, провожая нас до калитки.

За эти несколько лет состояние здоровья ветерана заметно ухудшилось. Ольга Ивановна стала немногословной. Редко выходит из дома. Опорой во всем ей стала дочь Людмила. С ней и договорились о встрече.

Ольга Ивановна в светлом платочке встретила нас улыбкой

Ольга Ивановна в светлом платочке встретила нас улыбкой

...Был теплый весенний день, и мы решили устроить прогулку. Когда подъехали, мать и дочь ждали нас на скамейке у дома в тени стройных красавиц-берез.

Ольге Ивановне – 94! Сегодня она милая бабушка. И трудно представить, что семь десятилетий назад она боевой девчонкой, которая, рискуя жизнью, работала на железной дороге с такими же сверстницами. Девушки занимались разминированием полотна. На ее глазах гибли подруги, подрываясь на очередной мине, оставленной в русской земле фашистами.

Эти эпизоды крепко врезались в память ветерана. Она до сих пор в деталях может описать все страшные события того времени, но иногда забывает, что было вчера. Память так избирательна…

Мы сидели на скамейке у дома ветерана и болтали обо всем. К примеру, узнали, что Ольга Ивановна – трудоголик, а еще замечательная певунья. Она знает столько фронтовых песен!

Дочь Людмила рассказала, что мама очень часто поет. Сидит, бывает, в кресле, будто дремлет.  А потом раз, и запела. Исполнит «Катюшу», заплачет. Подруг своих погибших вспомнит. Через время опять запоет.

А еще Ольге Ивановне нравится весна. Природа вновь оживает, все цветет. Жалко, что человеку вернуть молодость неподвластно…

Мы прощаемся с ветераном Великой Отечественной войны. Она вдруг кивком приглашает подойти поближе. Берет мою руку в свою маленькую натруженную, и почти шепотом произносит: «Спасибо, что помните…»

«Эх, моя тельняшка фронтовая...»

С Николаем Ивановичем Ореховым мы знакомы давно. Он не раз становился героем газетных публикаций. Встретил по-дружески. Проводил в свой добротный домик. Годы идут, но здесь ничего не меняется. Уютно. Из обстановки советского прошлого выбивается, пожалуй, современный телевизор. Но все так же у Николая Ивановича на полках  за стеклами шкафа стоят старые фотографии. Вот он совсем юный, вот уже моряк, этот снимок сделан после войны, супруга, дети, боевые товарищи, внук (он, кстати, как две капли воды похож на своего деда в молодости), красавица-внучка…

Николай Иванович Орехов не одинок: в его доме живут Кеша и Маша

Николай Иванович Орехов не одинок: в его доме живут Кеша и Маша

– 93-й годок разменял, – рассказывает Николай Иванович. – Но сдаваться  не собираюсь. Слух подводит. Так что – кричите.

Он тепло улыбнулся. Выдержав паузу, добавил:

– Я сейчас вас кое с кем познакомлю.

Ветеран принес большую клетку, в которой громко заливались волнистые попугайчики.

– Кеша и Маша, – продолжает прерванный разговор Николай Иванович. – Вот на старости себе новое увлечение нашел.

Приобрел их Николай Иванович случайно. Ходил на рынок, и так ему эта парочка приглянулась, что не смог с ними расстаться. Принес домой и с тех пор, как он шутит, переквалифицировался в заводчика попугаев. У этой парочки рождалось потомство, и ветеран с удовольствием раздавал птичек всем желающим. Но с одним обязательным условием: «В хорошие руки».

Николай Иванович всегда был активным человеком. Вот и сейчас, несмотря на возраст и состояние здоровья, собирается 9 мая идти на парад.

– До ста лет ходить буду, – оптимистично заявляет ветеран. – И с песней.

– А какая любимая? – интересуюсь я.

– Неужто по мне не видно?

Николай Иванович расстегивает ворот рубахи, из-под которого видна тельняшка.

– Флот и сейчас не отпускает, – говорит Николай Иванович. – А песня любимая – «Черное море»:

«…Черное море, тебя мы храним 
В сердце под черным бушлатом.
Черное море, тебя не дадим
Немцам, фашистам проклятым!..»

...Пора прощаться. Мы еще раз поздравляем ветерана с наступающим праздником и говорим ему «До свидания!» Ведь до векового его юбилея еще не раз увидимся…

Покорил бы космическое пространство

Иван Андреевич Толстенко – оптимист и активист. Застать его весной дома сложно. К примеру, сейчас он пропадает на своей пасеке, где держит восемь ульев. Но для встречи с журналистами время выкроил.

Иван Андреевич Толстенко хоть сейчас готов полететь в космос

Иван Андреевич Толстенко хоть сейчас готов полететь в космос

Ему – 93 года. Но он говорит, что 17! А еще не перестает повторять, что «солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». После закаливающих процедур свое место в жизни ветерана занимает движение. «Сядешь – сляжешь», – считает он. Да и с чувством юмора у него все в порядке. Общаться с ним легко. Как гостеприимный хозяин все пытался нас напоить чаем с медом, угощал конфетами.  

Иван Андреевич травил фронтовые байки, рассказывал забавные случаи из жизни и поделился своей мечтой. Да-да, и в 93 люди могут мечтать!

К примеру, наш ветеран мечтает полететь в космос. Покорить, так сказать, межгалактическое пространство.

– И не смейтесь, – уверенно заявляет Иван Андреевич, заметив улыбки на наших лицах. – А что, женщина в космосе была, животные были, а я чем хуже? Здоровье-то позволяет. А заодно можно на мне и изучить влияние невесомости на организм пенсионера.

Здоровье ветерана, к счастью, не подводит. Он до сих пор читает газеты без очков, работает в палисаднике, водит автомобиль. Кстати, без последнего занятия он себя вообще не представляет. Крутит баранку уже более 70 лет. И все фронтовые дороги от Ростова до Берлина проехал за рулем автомобиля.

А еще у него есть один маленький секрет: Иван Андреевич просто обожает сладости. Мед, варенье, конфеты обязательно входят в дневной рацион ветерана. Говорит, врачи запрещают, но уж больно хочется сладкого. И на это есть у Ивана Андреевича шутливая отговорка: «Организм требует – значит надо!»

И что вы думаете, мы просто смогли уйти, попрощавшись с ним? Нет, без вкусных конфет мы тоже не остались!

Вот такие короткие и яркие встречи получились у нас с участниками Великой Отечественной войны. Фронтовики всегда будут для молодого поколения примером  храбрости, стойкости и преданности.

Joomla SEF URLs by Artio