В руках сильной женщины
В воскресенье профессиональный праздник отметят люди стальных магистралей. Среди них — сотрудники небольшой железнодорожной станции Ея, которая связывает большие города.
Что бы ни говорили мужчины о своих преимуществах в роли руководителя, женщины — отличные начальники. Это доказывает Алла Гончарова. Начальником станции Ея она работает около пяти лет. В железнодорожной отрасли Алла Васильевна — более 20 лет. Любовь к профессии передали родители, которые всю жизнь проработали на стальных магистралях.
Алла Васильевна руководит мужским коллективом, женщин в штате — единицы. Работа отлажена как часы.
– Основная задача, которую мы выполняем, — обеспечение безопасности движения поездов и грузов, – рассказывает Алла Васильевна. – На ж/д станции Ея, в основном идут маневровая работа по подаче и уборке вагонов на места погрузки и выгрузки, формирование поездов для вывоза грузов. Станция проводит погрузку таких коммерческих грузов, как минеральные удобрения, сахар, зерно, стройматериалы.
В настоящее время идет строительство второго пути в сторону Тихорецка. Это разгрузит имеющийся путь и обеспечит быстрое прохождение поездов. В среднем за смену через станцию проходят 10–15 грузовых поездов, 14 пассажирских. Зимой поток отдыхающих уменьшается, соответственно, и количество составов тоже становится меньше.
Регулируют движение поездов дежурные по станции. Пока они работают за технически устаревшим пультом управления. В скором времени прогресс дойдет и до нас. После ремонта помещения службу оснастят современным компьютерным оборудованием.
«Поезд прибывает на первый путь»
Эти слова десятки раз в день произносит дежурный по станции. Но объявлять прибытие и отправление поездов — не единственная обязанность сотрудника. Сразу отметим, что работа дежурного очень ответственная. Он контролирует все маневры, расставляет вагоны на фронтах погрузки и выгрузки, контролирует железнодорожные переезды и многое другое. Несет высокую ответственность за безопасность и выполнение графика движения поездов.
В день нашего визита за большим пультом управления сидел молодой сотрудник станции Дмитрий Любченко. Он ловко управлялся с оборудованием, которое выпущено еще в прошлом веке. Пульт — это своеобразная карта движения поездов по станции. Загорающиеся красные лампочки сообщают о том, что состав движется по тому или иному пути. Задача диспетчера — направить его в нужное русло. Малейшая ошибка может привести к непоправимым последствиям.
Вместе с Дмитрием по сменам, которые длятся по 12 часов, трудятся Ольга Сергеева, Сергей Панфилов, Виктор Шевердинов, Роман Новиков. Все они с нетерпением ждут цифровизации, когда начнут работать на современном оборудовании. А пока обеспечивают безопасность по старинке, переключая на огромном пульте кнопочки.
По рельсам, по шпалам
Пока одни следят за движением поездов из помещения, другие обследуют путь пешком. И у каждого одна цель — обеспечение безопасности.
Десятки километров в день по рельсам и шпалам, да еще и с инструментами в руках проходит бригадир пути Василий Черед. Его ежедневный маршрут «Ея — Ровное». Он отвечает за организацию выполнения работ по текущему содержанию и ремонту пути, руководит монтерами, обходчиками, дежурными по переездам.
Работа — встречать поезда
А знаете ли вы, что есть такая профессия — встречать поезда? Именно этим и занимается дежурный по переезду.
– Владимир Владимирович, к сожалению, не Путин, – таким приветствием встретил нас на рабочем месте дежурный по переезду Владимир Ефимов. На оранжевой жилетке у него красовался значок: «Я люблю свою работу!»
– Правда любите? – спрашиваю его.
– А как иначе? С 1981 года в деле, – с улыбкой говорит Владимир Владимирович.
Почти 40 лет назад он выбрал профессию на всю жизнь. Стал железнодорожником. Работал дежурным по станции, составителем поездов. С 2011 — дежурный по переезду.
Многие скажут: «Хорошая работа. Сиди себе, смотри, как шлагбаум закрывается-открывается». И будут абсолютно не правы.
У дежурного много обязанностей. Он обеспечивает безопасное движение поездов и транспорта, следит за исправным состоянием шлагбаумов, светофорной сигнализации. В случаях угрозы безопасности движения поездов подает сигналы остановки поезда.
Кроме того, дежурный содержит в хорошем состоянии 50 метров пути в обе стороны от переезда. И, конечно, встречает поезда, следит за технической исправностью проходящего железнодорожного состава и обеспечивает безопасное проследование его по переезду.
Вместе с ним и мы встретили поезд. Многотонная машина подала гудок задолго до переезда. Но это не знаки приветствия. Это сигнал о приближении для всех участников движения – пешеходов, автомобилистов, велосипедистов.
За несколько минут, пока состав двигался по переезду, у шлагбаума собрались десятки машин. Будучи на месте водителя, мы возмущаемся: почему так долго горит «красный», еще и поезда рядом нет. Побывав на месте железнодорожника, могу отметить, что поезд — это не автомобиль. В экстренной ситуации быстро не затормозит. Последствия встречи с машиной или человеком катастрофические. Красный сигнал светофора на переезде загорается, когда поезду до этого места остается один километр пути. Именно это расстояние считается безопасным, и он сможет затормозить.
Кстати, у дежурного по переезду есть красная кнопка, которую в случае экстренной ситуации он обязательно должен нажать. Тогда за 800–900 метров поезд начнет автоматическое торможение.
Еще не отзвучала трель светофора, а Владимир Владимирович поспешил к переезду. Запорное устройство опустилось автоматически. А вот шлагбаум еще некоторое время будет закрыт. Оценив ситуацию, Владимир Владимирович поднимает его вручную. Он входит в ситуацию водителей, которые устают от вечного ожидания на переезде, и пропускает их раньше, чем закончит моргать светофор.
Все вместе
К сожалению, в одной статье мы не можем рассказать о каждом работнике станции Ея. Но в канун отраслевого праздника мы обязательно назовем их имена.
В небольшом, сплоченном коллективе работают составители поездов Денис Захаров, Андрей Ефимов, Сергей Сергеев, Денис Мороз, Дмитрий Головко. Обязанности приемосдатчика грузов и багажа добросовестно выполняет Татьяна Егорова. Многие пришли в профессию благодаря родителям. И коллектив гордится трудовыми династиями.