Эстетическое воспитание маленького человека не менее важно, чем сохранение и укрепление его здоровья, патриотическое, трудовое и духовно-нравственное воспитание.
Ведь, по сути дела, именно оно развивает способности дошкольника воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, помогает приобщаться к художественной деятельности и развивает творческие способности.
В нашем районе художественно-эстетическое воспитание дошкольников является приоритетным направлением работы муниципального дошкольного образовательного учреждения № 42 станицы Новопокровской, руководит которым Татьяна Викторовна Матросова.
{mospagebreak title=Звенья одной цепочки}
Звенья одной цепочки
Заведующая детским садом рассказывает, что работа по художественно-эстетическому направлению проходит через такие разделы программы, как музыкальное воспитание, художественно-эстетическое развитие, ребенок и окружающий его мир, знакомство с художественной литературой. В МДОУ № 42 выстроена система работы всего педагогического коллектива. Она состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации художественно-эстетического направления.
К примеру, одним из направлений деятельности заведующей являются организация развивающей предметной среды, работа с родителями, повышение квалификации кадров в области художественно-эстетического воспитания.
Старший воспитатель Т.А. Красникова выбирает программы и методики, участвует в диагностике детей и анализе ее результатов, организует родительские собрания, посвященные проблемам художественно-эстетического воспитания.
Музыкальный руководитель И.Н. Кирьякова проводит занятия, усиливающие эмоциональное восприятие ребенком произведений искусства, использует элементы фольклора, готовит воспитанников к участию в конкурсах детского творчества.
Инструктор по физической культуре и спорту С.Ю. Куралесина включает в занятия определенные физические упражнения, подвижные игры с учетом целей и задач художественно-эстетического воспитания.
Молодые сотрудники Ю.С. Германова и К.С. Абрамова, недавно пришедшие в коллектив, тоже сразу приступили к работе в этом направлении, которую выполняют творчески.
И, конечно, главными звеньями в этой цепочке являются воспитатели детского сада Е.Б. Кожанкова, Т.В. Будаева, О.А. Шушковская, Т.Н. Караченцева, З.А. Попова, О.Н. Фендрикова, Г.А. Клесова, Л.А. Корнеева. Имея большой педагогический опыт, они разрабатывают и осуществляют отдельные проекты в рамках приоритетного направления, создают условия для художественно-эстетического воспитания в группах, работают с родителями.
{mospagebreak title=Атмосфера творчества}
Атмосфера творчества
Свою экскурсию по детскому саду мы начали с изостудии. Атмосфера здесь царит творческая. Это помещение оформлено коллективными и индивидуальными детскими работами. Мир детских фантазий оживает в рисунках малышей. Здесь же созданы уголки народных промыслов России.
В изостудии функционирует творческая мастерская, где создаются картины из природного материала, готовятся выставки творческих работ. Дошкольники любят проводить здесь время и реализовывать себя в художественной деятельности. Кроме того, в изостудии их знакомят с различными видами искусства. Это дает возможность ребятам эстетически осваивать мир во всем его многообразии.
В музыкальном зале теплый цвет стен и красиво задрапированных штор всегда создает праздничное настроение у детей. Это помещение никогда не пустует. С большим интересом воспитанники МДОУ № 42 участвуют в играх-путешествиях, конкурсных программах, театрализованных представлениях музыкально-литературных гостиных, фольклорных праздниках. Здесь же ведутся занятия кружка «Ритмическая мозаика». И его маленькие участники выступают со своей программой уже не только в стенах детского сада, но и на различных районных мероприятиях.
Свою двигательную активность дошкольники полностью удовлетворяют в физкультурном зале. Здесь много ярких и удобных моделей современного спортивного оборудования на радость детворе.
Разнообразна предметно-развивающая среда и в каждой группе, где малыши проводят много времени. Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащено большим количеством развивающих материалов. Все это позволяет ребятам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
{mospagebreak title=Детский дворик}
Детский дворик
Прогулка в детском саду – одно из любимых занятий малышей. И красивая окружающая ребенка обстановка на детских площадках не менее важна, чем в помещении. Учитывая это, старший воспитатель Т.А. Красникова разработала собственную программу предметно-развивающей среды «Детский дворик». Создавая программу, педколлектив опирался на такие принципы, как внешняя красота, правильность и удобство расположения зон, гармоничное включение имеющихся ценных насаждений.
Сегодня территория детского сада приобрела новый индивидуальный и стильный облик. Свободный, асимметричный стиль планировки соответствует интересам малышей — на лужайках и газонах им удобно играть.
Дизайн-проект ландшафта детского сада состоит из 14 частей: «Экологическая тропа», «Цветочная клумба», аптекарский огород «В гостях у Айболита», «Гостиница птиц», метеоплощадка «Погода в доме», «Площадка ГАИ», водоем «Царевна лягушка», альпийская горка «Царство гномов», «Фермерский дворик», «Жизнь у пруда», «Цветочный город», «Огород – круглый год», спортивная площадка «Тропа здоровья» и «Игровые дворики».
Создавая и воплощая в жизнь данную программу, педагоги ставили своей целью раскрыть и развить у детей восприятие красоты, индивидуальный творческий потенциал, расширить сознание и кругозор ребят, заложить эстетические и нравственные основы. И у них это получается.
Новый детский дворик стал еще более излюбленным местом для прогулок у воспитанников, очень понравилась эта идея и родителям малышей. Мамы и папы уверены, что от того, насколько детсадовский двор будет ухожен, красив и разумно спланирован, будет зависеть и эстетическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении.
Сам автор программы считает, что оформление участка детского сада дает воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия с природой.
Фото А. Толстых.