• В каждой строчке бушует жизнь...

    Произведения Светланы Макаровой известны не только на Кубани, но и во всех уголках России. Ее творчество высоко ценят и обыкновенные читатели, и известные писатели, и литературные критики.

    Воспоминания о малой родине для  поэта, писателя, прозаика Светланы Макаровой – самые яркие  в жизни, а  родная станица Новопокровская - самое желанное и любимое место на свете. Возвращаясь домой, она  посещает дорогие сердцу уголки района, чтобы, вдохновившись красивыми пейзажами, с новыми силами приступить к творчеству и реализации планов и идей

    Воспоминания о малой родине для поэта, писателя, прозаика Светланы Макаровой – самые яркие в жизни, а родная станица Новопокровская - самое желанное и любимое место на свете. Возвращаясь домой, она посещает дорогие сердцу уголки района, чтобы, вдохновившись красивыми пейзажами, с новыми силами приступить к творчеству и реализации планов и идей

    Таланты родом из детства

    Отец Светланы Макаровой – Николай Ефимович Гриценко – известный и пользующийся заслуженным авторитетом в районе человек, повидал и преодолел на своем веку немало трудностей. Дедушка — Ефим Демьянович Гриценко – был одним из первых трактористов в селе Горькая Балка, потом освоил в числе первых на селе автомобиль. С первых дней войны Ефим Демьянович ушел на фронт. Погиб от прямого попадания снаряда в его полуторку, так и не увидев первенца-сына.

    В школе Николай Гриценко учился на «пятерки». У него было большое желание учиться. Но семья, как и многие в те годы, жила очень бедно. И Николаю с 14 лет пришлось работать трактористом в колхозе «Кубань».

    Тракторист он был довольно грамотный и на редкость добросовестный. Хорошо знал технологию выращивания всех культур, да и в технике разбирался не хуже инженеров. По характеру добродушный, отзывчивый на чужую боль, он ладил со всеми людьми. С ним всегда все советовались. Более 20 лет Николай Ефимович успешно возглавлял коллектив колхозной бригады, ставшей под его руководством одной из лучших в районе. Трудовой стаж Николая Ефимовича – 55 лет. Он был предан своему колхозу, родной земле, хлеборобскому делу. Родина по заслугам оценила его созидательный труд. Н.Е. Гриценко присвоено звание «Заслуженный механизатор сельского хозяйства РСФСР». Он награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции. Был делегатом IV Всероссийского съезда колхозников в Москве.

    В дружной и трудолюбивой семье Гриценко воспитывали своих детей на примерах отца и деда, нацеливали их на достижение высоких результатов и в учебе, и в работе

    В дружной и трудолюбивой семье Гриценко воспитывали своих детей на примерах отца и деда, нацеливали их на достижение высоких результатов и в учебе, и в работе

    Трудолюбием, добросовестностью отличалась в работе и мама Светланы Николаевны – Клавдия Васильевна Гриценко. Ей довелось трудиться в разных подразделениях колхоза, и повсюду о ней были добрые отзывы.

    За отличную учебу Света получала похвальные грамоты. Много читала. Книги ей и сестре регулярно покупал Николай Ефимович. Он любил и сам читать. В редкие часы отдыха дорвется до книг и оторвать от них потом трудно.  

    Уже после начальной школы Светлана неожиданно для родителей увлеклась музыкой. Как-то приходит Николай Ефимович с работы домой, а дочь к нему с просьбой: «Папа, купи пианино, хочу в музыкальной школе учиться». Николая Ефимовича обрадовала просьба дочери. Но в это время семья как раз решала жилищные проблемы — шла активная стройка собственного дома. Вся зарплата уходила на материалы. Хоть и горько, и больно было на душе, но отказал он тогда в ее просьбе. А через время купили Свете баян. В музыкальную школу она записалась сама.

    На одаренную девочку сразу обратили внимание преподаватели. Под их чутким руководством она на лету осваивала сложную музыкальную грамоту. Особенно много помогали ей в этом замечательные педагоги Владимир Васильевич Попов, Тамара Михайловна Калинина, Николай Михайлович Недилько.

    – Света пришла к нам в школу, и сразу же влилась в ее кипучую жизнь, — вспоминает бывший директор музыкальной школы Н.М. Недилько. Участвовала во всех мероприятиях, конкурсах, концертах. Была в составе детского оркестра русских народных инструментов. Очень способная ученица. Она буквально жила музыкой.

    Музыка и Слово

    В одном из интервью, подготовленном корреспондентом «Новой газеты Кубани» Денисом Шульгатым, Светлана Макарова так рассказала о начале своего творческого пути: «С ранних лет мне нравилось читать книжки, и еще я очень полюбила свою музыкальную школу. Когда пришло время выбирать профессию, музыка победила — я поступила на отделение народных инструментов в музыкальное училище. Но еще в школе я отправляла стихи в журнал «Костер» и в музыкальном училище тоже как-то отослала свои вирши по старому адресу. Отзыв на них оказался сдержанным, и я поняла, что мне нужно начинать писать прозу. На третьем курсе училища появились первые рассказы «На берегу океана», «В троллейбусе», они были опубликованы в журнале «Кубань» в 1986 году. В том же году я приняла участие в краевом семинаре молодых литераторов, где мои рассказы отметили ведущие писатели Кубани Виктор Лихоносов, Виктор Логинов, Юрий Абдашев, Юрий Сальников. Потом был творческий перерыв на 12 лет — замужество, дети, преподавание в музыкальной школе Межшкольного эстетического центра города Краснодара. И лишь в 1998-м, когда мне стала вконец невыносима «чернуха», окружавшая нас и в литературе, и кино, и в жизни, я снова взялась за перо. Рассказ «Ленка» отправила в газету «Литературная Кубань». Долгое время не решалась позвонить, узнать, как и что с ним. А когда позвонила, Виталий Бакалдин объявил, что рассказ опубликован, и я должна искать его в свежем номере газеты. Чуть позже о моем рассказе хорошо отозвался петербургский поэт и литературный критик Олег Шестинский, в своем обзоре кубанской литературы. Затем появляются рассказы «Михалыч», «Запах петуньи», «Шнурки для Гошки». Первая книга «Птицы из стаи турманов» увидела свет в 2001 году, и тогда же меня пригласил в Союз писателей Виктор Ротов. Вместе с Вадимом Неподобой и Николаем Ивеншевым они дали мне рекомендацию для вступления, отрекомендовали общему собранию краевого отделения Союза. И с 2001 года я — член Союза писателей России. И работа моя с тех пор связана с писательским цехом неразрывно. Начинала я с должности литконсультанта при краевом отделении Союза писателей России, а потом, после смерти Петра Придиуса, была избрана председателем кубанского отделения писательского Союза. Если точно, на должность председателя я вступила в мае 2004 года, но до этого 8 месяцев была «исполняющей обязанности» председателя».

    Преподаватель Новопокровской детской музыкальной школы С.Н.Гриценко

    Преподаватель Новопокровской детской музыкальной школы С.Н.Гриценко

    Терпение и такт

    О том сложном для Светланы Николаевны периоде член правления краевой писательской организации Людмила Дмитриевна Бирюк вспоминала так: «Мы все видели, сколько труда вкладывала Светлана Николаевна, чтобы сплотить писательскую организацию, вникнуть во все сферы и тонкости работы, построить правильные взаимоотношения с людьми. Положение осложнялось тем, что Макарова оказалась моложе всех нас, к тому же, стала первой женщиной за всю историю Краснодарского СП, занявшей столь высокий пост. Сколько требовалось от нашего руководителя спокойствия, такта, терпения, а когда надо – и решительности, чтобы сохранить в коллективе дисциплину и здоровую атмосферу. Кроме того, ей нельзя было забывать и о своем призвании… Высокий уровень творчества Светланы Макаровой отмечали многие литераторы – и столичные, и свои. Правда, иногда оценки «своих» диаметрально менялись в соответствии с изменением климата, царящего в краснодарской литературной среде. Руководителю писательской организации всегда приходится труднее, чем любому другому автору: ведь он работает под прицелом множества глаз, не всегда доброжелательных, а не то, что объективных. Что в ту пору творилось в душе Светланы Николаевны, знает только она одна. Но Союз менялся. И вскоре превратился в дружную и сплоченную команду с общей целью и общими интересами – служением литературе. Рядом с Макаровой-Гриценко были друзья-единомышленники, которые старались помочь, чем могли.

    Ее мастерство, талант, трудолюбие заметили не только коллеги и друзья, но и читатели. Особенно пристально следили за публикациями С.Н. Макаровой-Гриценко земляки. И когда она приехала на встречу с читателями в Новопокровскую районную библиотеку, ее встретили как известную писательницу. Светлану Николаевну поразило, что местные ценители литературы так внимательны к ее творчеству, что они знают все ее произведения.

    «Творчество Макаровой-Гриценко при его тематическом разнообразии объединяет одна черта – оптимистическое восприятие мира. Она не закрывает глаза на темные стороны жизни, но твердо верит в гармоническое равновесие всего сущего на земле. Подобно тому, как равноправны в музыке минор и мажор, так и в душе человека радость и печаль всегда сопутствуют друг другу".

     


    Людмила Бирюк, писатель.

    К добру, свету, высотам

    Несмотря на большую занятость административной работой (как секретарь Союза писателей России и председатель кубанского отделения писательского Союза она проводит многочисленные семинары, писательские конференции, конкурсы, встречи с читателями, фестивали), семейными хлопотами (у нее две дочери), Светлана Николаевна продолжает активно и плодотворно заниматься творческой деятельностью. С годами ее рассказы, повести, эссе, публицистические статьи стали еще глубже отражать жизнь. В них проявляется и гражданская позиция, и осмысление автором общественных процессов.

    Разнообразна и жизненна тематика ее произведений, в каждом из которых есть искры света, добра, проявление заботы о человеке.

    Трогательно и тепло повествует С.Н. Макарова-Гриценко о нравственных основах семьи, ее духовных скрепах, ее высоком предназначении в обществе.

    В рассказе «Телефонный звонок», опубликованном в 2017 году в журнале «Огни Кузбасса», Светлана Николаевна вводит читателя в мир интеллигентной семьи, где серьезно больна жена.

    Автор мастерски рисует грустную картину жизни пожилых супругов, которых тяжелая, затянувшаяся болезнь жены начала разводить в стороны, разрывая потихонечку, связывающие их долгие годы жизни общие интересы, общие заботы. Муж не может продолжить работу над докладом «Психологический портрет власти в России начала третьего тысячелетия», «потому что ему мешает присутствие жены», которая только «создает видимость своего участия в разговоре, а думает о другом». В доме царит ощущение «расслабленной пустоты». Но искорки душевного тепла, некогда царившего в этой семье, все же проскальзывают в беседах. Они вспоминают, что когда-то вместе читали стихи Федора Ивановича Тютчева. Сплачивает семью любовь отца и матери к их замечательному сыну, который восхищается преданностью незнакомого ему старика своей тяжелой и неизлечимой болезнью от реального мира жене. Эта женщина не узнает своего мужа уже пять лет, не помнит кто он. Парня восхищают произнесенные на его вопрос по поводу казалось бы бессмысленных визитов к больной слова старика: «Да, к сожалению, она не знает, кто я. Зато я помню, кто она. С ней я был счастлив всю свою жизнь». Он рассказывает об этой истории отцу, возможно, неосознанно пытаясь таким образом деликатно напомнить ему о святой обязанности помогать ближнему при любых жизненных обстоятельствах.

    Обида от произнесенного сыном нравоучения быстро проходит. Глава семьи ищет новые мотивации, чтобы продлить жизнь больной, пытается разобраться в своем душевном состоянии, в своем отношении к беспомощной, по сути, но по-прежнему дорогой и любимой женщине. Кульминацией становится звонок супруги, который предотвращает страшную автомобильную катастрофу. Таким образом не здоровый муж, а беспомощная жена оказывается ангелом-хранителем. Прозрение героя рассказа дает читателям надежду, что эта семья станет крепче и будет жить полноценной жизнью вопреки всем невзгодам.

    «Художник, поэт, в общем нашем понимании, это глаза и уста мира. Богом открываемые глаза и уста для видения миром самого себя и осмысления-оглаголивания… Светлана Макарова-Гриценко – яркий пример такой вот преданности своему делу. Литература для нее, несмотря на уже много лет занимаемую должность председателя правления Краснодарской краевой организации СП России, даже не подразумевает какого-либо деления на административную часть, корпоративно-просветительское общение и на личное творчество. Организует ли она семинары для начинающих литераторов, пишет ли рассказы и стихи, участвует во всемирных соборах и всероссийских пленумах, проводит ли вечера памяти ветеранов или презентации новоизданных товарищами книг, опять пишет рассказы и стихи, выискивает деньги на помощь нуждающимся литераторам и на издание своей газеты «Кубанский писатель», делится ли с друзьями радостью открытия новых имен и произведений, обивает пороги министерств и ведомств, собирает литматериалы для газеты, альманахов и сборников, выступает перед читателями и опять пишет, но теперь острую публицистику – Светлана Николаевна в литературе вся. Всегда.

     


    Василий Дворцов, поэт, художник, русский писатель, заместитель председателя правления Союза писателей России.

    Темы семьи, ее значение для человека – основа сюжета еще одного, построенного на мудрой основе, рассказа С.Н. Макаровой-Гриценко «Навигатор». Он небольшой, но довольно живой и поучительный. Успешный чиновник в сорок лет бросает свою семью, с которой у него были связаны долгие годы жизни, ради молодой искательницы приключений, в которую он влюбился, будучи в горном санатории в Черногории. Он любит ее искренне. Перед его глазами в кабинете ее портрет в свадебном наряде. Но оказалось, что пылкое сердце, как ненадежный навигатор, увело его от того места, где он был когда-то счастлив. Этот герой рассказа начинает все острее осознавать, чувствуя духовную пустоту и фальшь в своей новой семье и с тоской вспоминая ту, в память о которой не осталось даже альбома с фотографиями по-прежнему дорогих для него людей. Разрыв с первой семьей привел к разрыву и со старыми, добрыми знакомыми, а вокруг чиновника остались только те, кто с его помощью пробивал путь наверх.

    Вот такую грустную правдивую житейскую историю, изложенную мастерски, великолепным живым языком, предлагает осмыслить читателю С.Н. Макарова-Гриценко и незаметно подвигает его к мысли, что за каждый свой шаг человек несет ответственность, и рано или поздно жизненный навигатор все расставляет на заслуженные места.

    Многое из того, что написала за годы своего творчества Светлана Николаевна, вызывает у читателей восхищение ее умением просто, сдержанно и необычайно, пробуждать желание следовать к добру, свету, нравственным высотам.

    Не стану утверждать, что для меня не страстно выплеснутые в читателя, а, как у Светланы Макаровой-Гриценко, прожитые – вытканные строки, драгоценнее. Талант всегда таков, каким он дан человеку свыше, и потому – всегда истинный.

     


    Николай Дорошенко, директор издательства «Российский писатель», секретарь правления Союза писателей России.

    «Расцветай, Русь,
    страна моя!»

    Искренней любовью и мощной силой отличаются ее стихи о России. Казачья удаль, русский задор, вселенская забота и доброта гармонично вплетаются в чудесный узор проникновенных слов:

    «Вновь весна разноцветьем
    радуги
    Обняла ширь полей окрест.
    И надеждою доброй радует
    Синеокая глубь небес.
    Ветры вольные, ветры синие
    Света вешнего ждет земля,
    Пронеситесь вы над Россиею,
    Отогрейте ее поля.
    Объявись ты, удаль великая
    И пригожая сердцу краса –
    Песня русская, позабытая,
    Да соборов святых голоса.
    Эх, сердешные, хватит маяться!
    Гой ты, Русь, – унывать нельзя.
    Распрямись-ка, душа-страдалица,
    Расцветай, Русь, страна моя!»

    В последние годы С.Н. Макарова в своих статьях, докладах, эссе все больше размышляет о жизни, дает логически верные, глубоко осмысленные, принципиальные оценки событиям и фактам, стремится вывести читателя на путь истинный, открыть ему глаза на происходящее вокруг. Она пытается вернуть литературе роль нравственного чистилища, роль проводника к свету и добру.

    «Литература, — пишет она в статье «Из литературы в жизнь», – не может и не должна отрешиться от роли учительства, учебника жизни, из которого вырастали бы, вступали в жизнь достойные граждане, люди чести и совести, ответственные перед своей страной и своими близкими».

    Мне приходилось не раз слушать ее яркие выступления перед читателями. Получаешь от них истинное наслаждение. И каждый раз хочется вновь и вновь почитать ее рассказы, стихи, публицистику.

     
     
  • Вирус расчеловечивания

    Светлана Макарова-Гриценко размышляет о негативных тенденциях в обществе.

    Что происходит в обществе?

    Светлана Макарова-Гриценко, секретарь Союза писателей России, председатель Союза писателей Кубани.

    Светлана Макарова-Гриценко, секретарь Союза писателей России, председатель Союза писателей Кубани.

    Год 2018 имеет одну интересную особенность: это время совершеннолетия рожденных вместе с веком — в нулевых. Новая Россия несет груз ответственности за юношей и девушек, возмужавших в XXI веке под ее крылом. И эту ответственность уже невозможно переложить ни на оставшийся в веке XX-м СССР, ни на перестроечные годы. В новостной ленте, с которой сейчас у многих начинается утро, как раньше с газеты, все чаще и больше, все тревожнее мелькают протестные события, герои которых - молодые люди, подростки, дети. В телерепортажах, иллюстрирующих несанкционированные митинги и манифестации, чаще всего высмеиваются косноязычность молодежи, ее полное невежество в вопросах политических и исторических, нелепая компиляция из речей «взрослых» оппозиционеров, застрявшая в детской памяти.

    На подобных мероприятиях можно наблюдать удивительное сочетание оснащенного передовыми технологиями, имеющего круглосуточный доступ к Интернету молодого человека и одновременно совершенно необразованного, почти дикого в отношении наследной культуры — смесь высоких материальных потребностей и неразвитого вкуса. Того самого Вкуса, который Кант определял, как «способность судить о прекрасном». Осмысление термина «прекрасное», как вы помните, привело к тому, что уже в XVIII веке эстетический вкус стал главнейшим критерием духовно-художественного аристократизма. Главнейшим! Ведь «красота – есть чувство Бога». Именно поэтому воспитание эстетического вкуса являет собой маркер прогресса человеческой личности. И потеря обществом интереса к эстетике — неизбежное отступление к звериному, животному началу.

    Вот и представьте себе юношу, одетого в тренде, обвешанного гаджетами, сидящего за рулём суперсложной автомашины, который по сути своей — дикарь. Пусть он ещё издаёт членораздельные звуки и не размахивает реальной дубиной, но может часами напролёт делать это в своей виртуальной реальности. Лишённый эстетического вкуса, а, следовательно, духовно и нравственно не развитый субъект уже спускается по ступеням расчеловечивания. Сколько этих ступеней?

    По мнению филолога и писателя Веры Владимировны Афанасьевой современное общество уже достаточно далеко продвинулось на этом пути и можно говорить о появлении «новой породы человекоподобных существ». Существ, которые и слов таких не понимают, — «красота», «культура», «чистота», «забота», «сострадание». Существ, которые не боятся ни Бога, ни черта, ничего не стесняются. …Цель таких не-человеков — чисто биологическая жизнь, но максимально комфортная. Они хотят есть и пить, как можно больше и как можно слаще. Они хотят совокупляться со всеми, кто привлекает их похоть. Они хотят иметь всё, или хотя бы столько, чтобы некуда было девать. И охотясь за этим, не-человеки постоянно отнимают у людей вещи, деньги, любимое дело, покой, здоровье, свободу, иногда даже жизнь — потому что им так удобно и так выгодно.

    Конечно, такие не-человеки существовали всегда, но в здоровом обществе им отводятся маргинальные зоны, как правило - зоны для преступников, не умеющих жить среди людей. А вот сегодня уже по всему миру распространяется системное воспроизводство этих существ. Их делают из наших внуков, из наших детей. Делают вопреки протестам, делают по науке, с использованием всё новых технологических возможностей. Вы хотите жить в мире не-человеков? В котором слово уступает холодной равнодушной цифре-клавише. В мире, где забыты заповеди Христовы. … Что может быть страшнее этого?

    Фэнтези про зомби, вампиров, колдунов

    Да, нас, русских писателей, не слушали, когда проводили в школе образовательные реформы, калечащие сознание детей, когда через «свободу информации» лишали их нежности чувств. Нельзя допустить, чтобы процессы расчеловечивания ускорялись. Всем известно, что только здоровые продукты приносят пользу растущему организму. Заботливые мамы строго вычитывают даты изготовления сырков для завтрака, но далеко не все из них просматривают книги, которые читает ребёнок. Если конечно он их читает, а не стучит всё свободное время по клавиатуре компьютера в погоне за очередным монстром. Добавлю также, что конструируемое сегодня бытие с непостижимой скоростью становится реальностью. Причём, непредсказуемой! Вспомним, ещё в 1872 году учёные, проанализировав весь спектр проблем, утверждали, что самой большой угрозой для человечества станет навоз, который некуда будет утилизировать. И где сейчас эти их предсказания? Век нефти и электрона даёт разбег для ещё более существенных перемен, вызреваемых в недрах жёстких дисков мегакомпьютеров.

    Всем уже ясно, по злому умыслу современной школе отказано заниматься воспитанием школьников. С пелёнок детей развращают телевизионным «мылом», травят «Домом-2», буквально навязывают фэнтези про зомби и вампиров, колдунов и сатанистов в новейших технических возможностях: тупые и пошлые сериалы, агрессивные компьютерные игры, дебильные издательские серии. Одна из них привлекла моё внимание недавно. Книгами этой серии заставлена витрина книжного магазина в самом центре Краснодара. Автор фэнтези для подростков «Макабр» Мила Нокс живёт на Кубани и имеет, как она утверждает, многотысячную толпу фанатов. Так чем же «потчует» своих читателей писательница, которую в 2016 году московское издательство «РОСМЭН» раскручивало как «лучшую» в своём деле?

    Слово «Макабр» в европейском средневековье означало «Пляска смерти». Отголосок сатанинских культов, Макабр танцевали на кладбищах в виде забавы. Карнавальное глумление над смертью – чисто европейская особенность, чуждая русской культуре. Но насаждение чёрного юмора и настойчивое возбуждение интереса к смерти, особенно интереса у подростков, теперь проникло и к нам. Не проникло – нам его продавили. При монополии книгоиздания и книгораспространения в современной России смерть — доминирующий образ, всё более тиражируемый в литературе для наших детей. И как тут не вспомнить про множимый интернетом юношеский суицид. Только издателей это совершенно не смущает. Смерть рекламируется всё активнее: в аннотации к одной из книг отмеченной серии, «Игра в сумерках», будущим читателям «загадочно» сообщают, что герой книги «вступает в опасную игру, участвовать в которой приглашает… сама Смерть».

    Понятно, что содержание серии построено на единых штампах хоррора (оборотни, кладбище, мертвецы), развивается по законам жанра и, главное, строго подчинено требованиям хозяев издательства. Это не явление искусства, а индустрия. Часть глобального производства не-человеков.

    Что касается языка Милы Нокс — это проба пера стилистически неразвитого автора, торопливая, так что она часто забывает, о чём написала тремя страницами ранее. Нелепицам нет конца (о них в моей статье «Всё стерлось из головы…»). Издательству же «РОСМЭН» либо недосуг готовить тексты к печати, либо таким образом оказывается дополнительное деструктивное воздействие на сознание читателей, которые под действием рекламы и так «проглотят» мертвецов, упырей, драки и насилие. И потому, как сообщила краснодарская версия «Российской газеты», помещая материал о наших «самых известных писателях», Мила Нокс ждёт новых поклонников своего творчества среди краснодарцев.

    Нужные книги в детстве читайте

    Мириться с этим невозможно, мы, конечно же, должны бороться за наших детей. И у нас есть мощнейшее средство, излечивающее дикость и останавливающее процессы расчеловечивания, — это, опять и снова! — книги. Если им найдётся место среди игрушек, гаджетов и прочего. Не уповая на школьную программу, советую родителям самим озаботиться, чтобы каждый молодой человек, входя в жизнь, благодарил за то что, как пел В.Высоцкий, «нужные книги ты в детстве читал».

    Почему именно родителей? Да потому что за последнюю четверть века лихорадочного реформирования российского образования наметилась тенденция, приведшая к тому, что даже Федеральные образовательные стандарты нового поколения (2010 – основная школа, 2012 – старшая школа) принципиально отказываются от задачи определить конкретное предметное содержание. То есть, никакого перечня обязательных авторов и произведений в этих стандартах (ныне действующих) – нет. Ваш ребёнок становится заложником вкуса и пристрастий преподавателей. Правда, в 2017 был обнародован проект доработанного стандарта основной школы. В этом проекте предметное содержание вновь вернулось в документ, причём в достаточно жёстком виде: с обязательным распределением произведений по классам. Но давайте посмотрим, каких авторов предлагает сегодня школа и кого лишились школьные программы по литературе.

    «Практически исчезли из документов – затем из авторских учебников – а потом из круга читательских интересов – социально ориентированные произведения XVIII–XIX вв. …Стала «периферийной» т.н. «советская классика»: современные школьники не обязаны изучать А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, Н.А. Островского, Б.Н. Полевого и др. Значительно сократилось число обязательных для изучения произведений фольклора и древнерусской словесности, литературы народов России. Что взамен? Поэзия Серебряного века. Литература русской эмиграции. В более широком смысле – «возвращенная литература». Е. Замятин и А. Платонов; О. Мандельштам и Б. Пастернак; И. Бродский и А. Солженицын». (А.Фёдоров, из статьи «Школьный литературный канон»)

    Всё большее место в школьных программах занимает так называемая «современная литература». Притом, что понятие современность – объективно «подвижное», наиболее политизированное и, к сожалению, очень часто не связанно с реальными художественными достоинствами писателя. Открывается возможность попасть в классики, минуя проверку временем. «Экспресс-метод» введения своих придумали либералы из лихих 90-х, имеющие доступ к разработке нормативных документов в образовании. Их стараниями в «классики» вписаны Д. Бакин, Ю.В. Буйда, Б.П. Екимов, А.В. Иванов, В.О. Пелевин, В.А. Пьецух, Т.Н. Толстая, Л.Е. Улицкая; Д.Л. Быков, С.М. Гандлевский, Т.Ю. Кибиров, Ю.М. Кублановский, Л.В. Лосев, Г.А. Русаков, Б.Б. Рыжий, О.А. Седакова. Вам известны все эти фамилии? А ведь образовательное пространство является сильнейшей скрепой поколений, книги, прочитанные отцами, а затем их детьми, и есть тот самый крепкий надежный мост, которому не страшны десятилетия. Кинутая через него цитата, слово или образ находит отклик на другом берегу. Вот почему должно пройти не менее 50 лет, я думаю, прежде чем автор сможет претендовать на изучение его произведений в школе.

    От Незнайки до «Горячего снега»

    Не менее строго, чем за датами изготовления «сырков», родителям надлежит (не доверяясь, увы, школьным программам) следить за предлагаемой их детям литературой для воспитания эстетического вкуса, ценность которого заявлена в начале статьи. Более того, хотелось бы обсудить и некий общий ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ВКУСА в согласии с возрастным развитием личности.

    Понимая реалии и не питая иллюзий, на прочном «фундаменте» русского фольклора для младшего возраста, и русской классики для средних и старших возрастов хотелось бы предложить хотя бы минимальный набор книг, которые родители обязательно и прочтут, и обсудят вместе с детьми во внеучебное время.

    В первом семилетии (а по утверждению Толстого именно на семилетия нужно делить жизнь человека, наблюдая его становление и развитие) после сказок в изложении Афанасьева, нельзя обойтись, на мой взгляд, без трилогии Николая Носова «Приключения Незнайки». Вот где выписана галерея типажей, с которыми ребёнок встретится во взрослой жизни, вот где обоснована мысль о том, что призвание становится профессией, притом, что герои книги так цельны и динамичны, что ребёнок обязательно запомнит и Знайку, и Цветика с Самоделкиным, и многих-многих других. В следующее семилетие он вступит оснащённым этим книжным опытом взаимоотношений столь разных персонажей. На фоне приключений Незнайки состоится знакомство ребёнка и с общественными формациями, необходимо лишь осмысление их с помощью родителей.

    Во втором семилетии, когда идёт превращение ребёнка в подростка, невозможно переоценить книги Аркадия Гайдара, в которых герои не только смело противостоят злу, они умеют быть ответственными за тех, кто рядом. Они мыслят категориями товарищества, на котором стоит гражданское общество. Писатель Василий Дворцов признался мне, что в детские годы повести «Р.В.С.», «Школа» и «Судьба барабанщика» оказали на него впечатление, сравнимое только с позже прочитанными произведениями Достоевского. Во всяком случае, ощущение атмосферы инфернального ужаса после прочтения было таким же, как — много позже – от знакомства с романами Фёдора Михайловича. Ведь преодолевают, побеждают встречаемое ими зло, часто совсем ещё дети, не силой, не жизненным опытом, а нравственной интуицией.

    И я очень хорошо помню повесть «Тимур и его команда», но не только потому, что существовало целое движение, когда пионеры приходили к одиноким ветеранам, помогали им в повседневной жизни. А, прежде всего, потому, что добрые дела должны были оставаться тайной. Без публичности они обретали сакральность, становясь сокровенной частью детской, вернее, человеческой природы.

    Далее, в третьем семилетии, необходимо дать урок преодоления в себе возрастного эгоизма, и, чтобы помочь юношам осознать его самоубийственную природу, нельзя пройти мимо «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова. Именно эта книга – как предупреждение – крайне необходима в возрасте от 14 до 21 года.

    А для окончательного взросления, для понимания настоящей любви как самопожертвования, обязателен Юрий Бондарев. Его «Горячий снег», его «Батальоны просят огня».

    Перечисленные книги в деле формирования эстетического вкуса личности можно сравнить с некой прививкой, способной лишь блокировать вредоносные вирусы. Но согласитесь, что прививка эта сработает обязательно.

     
     
Joomla SEF URLs by Artio