В каждой строчке бушует жизнь...

В каждой строчке бушует жизнь...

Произведения Светланы Макаровой известны не только на Кубани, но и во всех уголках России. Ее творчество высоко ценят и обыкновенные читатели, и известные писатели, и литературные критики.

Воспоминания о малой родине для  поэта, писателя, прозаика Светланы Макаровой – самые яркие  в жизни, а  родная станица Новопокровская - самое желанное и любимое место на свете. Возвращаясь домой, она  посещает дорогие сердцу уголки района, чтобы, вдохновившись красивыми пейзажами, с новыми силами приступить к творчеству и реализации планов и идей

Воспоминания о малой родине для поэта, писателя, прозаика Светланы Макаровой – самые яркие в жизни, а родная станица Новопокровская - самое желанное и любимое место на свете. Возвращаясь домой, она посещает дорогие сердцу уголки района, чтобы, вдохновившись красивыми пейзажами, с новыми силами приступить к творчеству и реализации планов и идей

Таланты родом из детства

Отец Светланы Макаровой – Николай Ефимович Гриценко – известный и пользующийся заслуженным авторитетом в районе человек, повидал и преодолел на своем веку немало трудностей. Дедушка — Ефим Демьянович Гриценко – был одним из первых трактористов в селе Горькая Балка, потом освоил в числе первых на селе автомобиль. С первых дней войны Ефим Демьянович ушел на фронт. Погиб от прямого попадания снаряда в его полуторку, так и не увидев первенца-сына.

В школе Николай Гриценко учился на «пятерки». У него было большое желание учиться. Но семья, как и многие в те годы, жила очень бедно. И Николаю с 14 лет пришлось работать трактористом в колхозе «Кубань».

Тракторист он был довольно грамотный и на редкость добросовестный. Хорошо знал технологию выращивания всех культур, да и в технике разбирался не хуже инженеров. По характеру добродушный, отзывчивый на чужую боль, он ладил со всеми людьми. С ним всегда все советовались. Более 20 лет Николай Ефимович успешно возглавлял коллектив колхозной бригады, ставшей под его руководством одной из лучших в районе. Трудовой стаж Николая Ефимовича – 55 лет. Он был предан своему колхозу, родной земле, хлеборобскому делу. Родина по заслугам оценила его созидательный труд. Н.Е. Гриценко присвоено звание «Заслуженный механизатор сельского хозяйства РСФСР». Он награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции. Был делегатом IV Всероссийского съезда колхозников в Москве.

В дружной и трудолюбивой семье Гриценко воспитывали своих детей на примерах отца и деда, нацеливали их на достижение высоких результатов и в учебе, и в работе

В дружной и трудолюбивой семье Гриценко воспитывали своих детей на примерах отца и деда, нацеливали их на достижение высоких результатов и в учебе, и в работе

Трудолюбием, добросовестностью отличалась в работе и мама Светланы Николаевны – Клавдия Васильевна Гриценко. Ей довелось трудиться в разных подразделениях колхоза, и повсюду о ней были добрые отзывы.

За отличную учебу Света получала похвальные грамоты. Много читала. Книги ей и сестре регулярно покупал Николай Ефимович. Он любил и сам читать. В редкие часы отдыха дорвется до книг и оторвать от них потом трудно.  

Уже после начальной школы Светлана неожиданно для родителей увлеклась музыкой. Как-то приходит Николай Ефимович с работы домой, а дочь к нему с просьбой: «Папа, купи пианино, хочу в музыкальной школе учиться». Николая Ефимовича обрадовала просьба дочери. Но в это время семья как раз решала жилищные проблемы — шла активная стройка собственного дома. Вся зарплата уходила на материалы. Хоть и горько, и больно было на душе, но отказал он тогда в ее просьбе. А через время купили Свете баян. В музыкальную школу она записалась сама.

На одаренную девочку сразу обратили внимание преподаватели. Под их чутким руководством она на лету осваивала сложную музыкальную грамоту. Особенно много помогали ей в этом замечательные педагоги Владимир Васильевич Попов, Тамара Михайловна Калинина, Николай Михайлович Недилько.

– Света пришла к нам в школу, и сразу же влилась в ее кипучую жизнь, — вспоминает бывший директор музыкальной школы Н.М. Недилько. Участвовала во всех мероприятиях, конкурсах, концертах. Была в составе детского оркестра русских народных инструментов. Очень способная ученица. Она буквально жила музыкой.

Музыка и Слово

В одном из интервью, подготовленном корреспондентом «Новой газеты Кубани» Денисом Шульгатым, Светлана Макарова так рассказала о начале своего творческого пути: «С ранних лет мне нравилось читать книжки, и еще я очень полюбила свою музыкальную школу. Когда пришло время выбирать профессию, музыка победила — я поступила на отделение народных инструментов в музыкальное училище. Но еще в школе я отправляла стихи в журнал «Костер» и в музыкальном училище тоже как-то отослала свои вирши по старому адресу. Отзыв на них оказался сдержанным, и я поняла, что мне нужно начинать писать прозу. На третьем курсе училища появились первые рассказы «На берегу океана», «В троллейбусе», они были опубликованы в журнале «Кубань» в 1986 году. В том же году я приняла участие в краевом семинаре молодых литераторов, где мои рассказы отметили ведущие писатели Кубани Виктор Лихоносов, Виктор Логинов, Юрий Абдашев, Юрий Сальников. Потом был творческий перерыв на 12 лет — замужество, дети, преподавание в музыкальной школе Межшкольного эстетического центра города Краснодара. И лишь в 1998-м, когда мне стала вконец невыносима «чернуха», окружавшая нас и в литературе, и кино, и в жизни, я снова взялась за перо. Рассказ «Ленка» отправила в газету «Литературная Кубань». Долгое время не решалась позвонить, узнать, как и что с ним. А когда позвонила, Виталий Бакалдин объявил, что рассказ опубликован, и я должна искать его в свежем номере газеты. Чуть позже о моем рассказе хорошо отозвался петербургский поэт и литературный критик Олег Шестинский, в своем обзоре кубанской литературы. Затем появляются рассказы «Михалыч», «Запах петуньи», «Шнурки для Гошки». Первая книга «Птицы из стаи турманов» увидела свет в 2001 году, и тогда же меня пригласил в Союз писателей Виктор Ротов. Вместе с Вадимом Неподобой и Николаем Ивеншевым они дали мне рекомендацию для вступления, отрекомендовали общему собранию краевого отделения Союза. И с 2001 года я — член Союза писателей России. И работа моя с тех пор связана с писательским цехом неразрывно. Начинала я с должности литконсультанта при краевом отделении Союза писателей России, а потом, после смерти Петра Придиуса, была избрана председателем кубанского отделения писательского Союза. Если точно, на должность председателя я вступила в мае 2004 года, но до этого 8 месяцев была «исполняющей обязанности» председателя».

Преподаватель Новопокровской детской музыкальной школы С.Н.Гриценко

Преподаватель Новопокровской детской музыкальной школы С.Н.Гриценко

Терпение и такт

О том сложном для Светланы Николаевны периоде член правления краевой писательской организации Людмила Дмитриевна Бирюк вспоминала так: «Мы все видели, сколько труда вкладывала Светлана Николаевна, чтобы сплотить писательскую организацию, вникнуть во все сферы и тонкости работы, построить правильные взаимоотношения с людьми. Положение осложнялось тем, что Макарова оказалась моложе всех нас, к тому же, стала первой женщиной за всю историю Краснодарского СП, занявшей столь высокий пост. Сколько требовалось от нашего руководителя спокойствия, такта, терпения, а когда надо – и решительности, чтобы сохранить в коллективе дисциплину и здоровую атмосферу. Кроме того, ей нельзя было забывать и о своем призвании… Высокий уровень творчества Светланы Макаровой отмечали многие литераторы – и столичные, и свои. Правда, иногда оценки «своих» диаметрально менялись в соответствии с изменением климата, царящего в краснодарской литературной среде. Руководителю писательской организации всегда приходится труднее, чем любому другому автору: ведь он работает под прицелом множества глаз, не всегда доброжелательных, а не то, что объективных. Что в ту пору творилось в душе Светланы Николаевны, знает только она одна. Но Союз менялся. И вскоре превратился в дружную и сплоченную команду с общей целью и общими интересами – служением литературе. Рядом с Макаровой-Гриценко были друзья-единомышленники, которые старались помочь, чем могли.

Ее мастерство, талант, трудолюбие заметили не только коллеги и друзья, но и читатели. Особенно пристально следили за публикациями С.Н. Макаровой-Гриценко земляки. И когда она приехала на встречу с читателями в Новопокровскую районную библиотеку, ее встретили как известную писательницу. Светлану Николаевну поразило, что местные ценители литературы так внимательны к ее творчеству, что они знают все ее произведения.

«Творчество Макаровой-Гриценко при его тематическом разнообразии объединяет одна черта – оптимистическое восприятие мира. Она не закрывает глаза на темные стороны жизни, но твердо верит в гармоническое равновесие всего сущего на земле. Подобно тому, как равноправны в музыке минор и мажор, так и в душе человека радость и печаль всегда сопутствуют друг другу".

 


Людмила Бирюк, писатель.

К добру, свету, высотам

Несмотря на большую занятость административной работой (как секретарь Союза писателей России и председатель кубанского отделения писательского Союза она проводит многочисленные семинары, писательские конференции, конкурсы, встречи с читателями, фестивали), семейными хлопотами (у нее две дочери), Светлана Николаевна продолжает активно и плодотворно заниматься творческой деятельностью. С годами ее рассказы, повести, эссе, публицистические статьи стали еще глубже отражать жизнь. В них проявляется и гражданская позиция, и осмысление автором общественных процессов.

Разнообразна и жизненна тематика ее произведений, в каждом из которых есть искры света, добра, проявление заботы о человеке.

Трогательно и тепло повествует С.Н. Макарова-Гриценко о нравственных основах семьи, ее духовных скрепах, ее высоком предназначении в обществе.

В рассказе «Телефонный звонок», опубликованном в 2017 году в журнале «Огни Кузбасса», Светлана Николаевна вводит читателя в мир интеллигентной семьи, где серьезно больна жена.

Автор мастерски рисует грустную картину жизни пожилых супругов, которых тяжелая, затянувшаяся болезнь жены начала разводить в стороны, разрывая потихонечку, связывающие их долгие годы жизни общие интересы, общие заботы. Муж не может продолжить работу над докладом «Психологический портрет власти в России начала третьего тысячелетия», «потому что ему мешает присутствие жены», которая только «создает видимость своего участия в разговоре, а думает о другом». В доме царит ощущение «расслабленной пустоты». Но искорки душевного тепла, некогда царившего в этой семье, все же проскальзывают в беседах. Они вспоминают, что когда-то вместе читали стихи Федора Ивановича Тютчева. Сплачивает семью любовь отца и матери к их замечательному сыну, который восхищается преданностью незнакомого ему старика своей тяжелой и неизлечимой болезнью от реального мира жене. Эта женщина не узнает своего мужа уже пять лет, не помнит кто он. Парня восхищают произнесенные на его вопрос по поводу казалось бы бессмысленных визитов к больной слова старика: «Да, к сожалению, она не знает, кто я. Зато я помню, кто она. С ней я был счастлив всю свою жизнь». Он рассказывает об этой истории отцу, возможно, неосознанно пытаясь таким образом деликатно напомнить ему о святой обязанности помогать ближнему при любых жизненных обстоятельствах.

Обида от произнесенного сыном нравоучения быстро проходит. Глава семьи ищет новые мотивации, чтобы продлить жизнь больной, пытается разобраться в своем душевном состоянии, в своем отношении к беспомощной, по сути, но по-прежнему дорогой и любимой женщине. Кульминацией становится звонок супруги, который предотвращает страшную автомобильную катастрофу. Таким образом не здоровый муж, а беспомощная жена оказывается ангелом-хранителем. Прозрение героя рассказа дает читателям надежду, что эта семья станет крепче и будет жить полноценной жизнью вопреки всем невзгодам.

«Художник, поэт, в общем нашем понимании, это глаза и уста мира. Богом открываемые глаза и уста для видения миром самого себя и осмысления-оглаголивания… Светлана Макарова-Гриценко – яркий пример такой вот преданности своему делу. Литература для нее, несмотря на уже много лет занимаемую должность председателя правления Краснодарской краевой организации СП России, даже не подразумевает какого-либо деления на административную часть, корпоративно-просветительское общение и на личное творчество. Организует ли она семинары для начинающих литераторов, пишет ли рассказы и стихи, участвует во всемирных соборах и всероссийских пленумах, проводит ли вечера памяти ветеранов или презентации новоизданных товарищами книг, опять пишет рассказы и стихи, выискивает деньги на помощь нуждающимся литераторам и на издание своей газеты «Кубанский писатель», делится ли с друзьями радостью открытия новых имен и произведений, обивает пороги министерств и ведомств, собирает литматериалы для газеты, альманахов и сборников, выступает перед читателями и опять пишет, но теперь острую публицистику – Светлана Николаевна в литературе вся. Всегда.

 


Василий Дворцов, поэт, художник, русский писатель, заместитель председателя правления Союза писателей России.

Темы семьи, ее значение для человека – основа сюжета еще одного, построенного на мудрой основе, рассказа С.Н. Макаровой-Гриценко «Навигатор». Он небольшой, но довольно живой и поучительный. Успешный чиновник в сорок лет бросает свою семью, с которой у него были связаны долгие годы жизни, ради молодой искательницы приключений, в которую он влюбился, будучи в горном санатории в Черногории. Он любит ее искренне. Перед его глазами в кабинете ее портрет в свадебном наряде. Но оказалось, что пылкое сердце, как ненадежный навигатор, увело его от того места, где он был когда-то счастлив. Этот герой рассказа начинает все острее осознавать, чувствуя духовную пустоту и фальшь в своей новой семье и с тоской вспоминая ту, в память о которой не осталось даже альбома с фотографиями по-прежнему дорогих для него людей. Разрыв с первой семьей привел к разрыву и со старыми, добрыми знакомыми, а вокруг чиновника остались только те, кто с его помощью пробивал путь наверх.

Вот такую грустную правдивую житейскую историю, изложенную мастерски, великолепным живым языком, предлагает осмыслить читателю С.Н. Макарова-Гриценко и незаметно подвигает его к мысли, что за каждый свой шаг человек несет ответственность, и рано или поздно жизненный навигатор все расставляет на заслуженные места.

Многое из того, что написала за годы своего творчества Светлана Николаевна, вызывает у читателей восхищение ее умением просто, сдержанно и необычайно, пробуждать желание следовать к добру, свету, нравственным высотам.

Не стану утверждать, что для меня не страстно выплеснутые в читателя, а, как у Светланы Макаровой-Гриценко, прожитые – вытканные строки, драгоценнее. Талант всегда таков, каким он дан человеку свыше, и потому – всегда истинный.

 


Николай Дорошенко, директор издательства «Российский писатель», секретарь правления Союза писателей России.

«Расцветай, Русь,
страна моя!»

Искренней любовью и мощной силой отличаются ее стихи о России. Казачья удаль, русский задор, вселенская забота и доброта гармонично вплетаются в чудесный узор проникновенных слов:

«Вновь весна разноцветьем
радуги
Обняла ширь полей окрест.
И надеждою доброй радует
Синеокая глубь небес.
Ветры вольные, ветры синие
Света вешнего ждет земля,
Пронеситесь вы над Россиею,
Отогрейте ее поля.
Объявись ты, удаль великая
И пригожая сердцу краса –
Песня русская, позабытая,
Да соборов святых голоса.
Эх, сердешные, хватит маяться!
Гой ты, Русь, – унывать нельзя.
Распрямись-ка, душа-страдалица,
Расцветай, Русь, страна моя!»

В последние годы С.Н. Макарова в своих статьях, докладах, эссе все больше размышляет о жизни, дает логически верные, глубоко осмысленные, принципиальные оценки событиям и фактам, стремится вывести читателя на путь истинный, открыть ему глаза на происходящее вокруг. Она пытается вернуть литературе роль нравственного чистилища, роль проводника к свету и добру.

«Литература, — пишет она в статье «Из литературы в жизнь», – не может и не должна отрешиться от роли учительства, учебника жизни, из которого вырастали бы, вступали в жизнь достойные граждане, люди чести и совести, ответственные перед своей страной и своими близкими».

Мне приходилось не раз слушать ее яркие выступления перед читателями. Получаешь от них истинное наслаждение. И каждый раз хочется вновь и вновь почитать ее рассказы, стихи, публицистику.

 
 

Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий

Joomla SEF URLs by Artio