Запомнить меня

Церковная школа

Церковная школа
Деревянная, построенная еще в конце XIX века, она пережила суровый XX век и хорошо сохранилась до нашего времени, радуя глаз своей простотой и вечностью.
Покрасили ее недавно, в 90-х годах. А до этого старые доски, которыми были обшиты наружные стены, были пепельного цвета, и когда шел дождь, они становились черными.
Широкие стены украшают оконные наличники, на которых застыли незамысловатые фантазии плотника, собиравшего этот дом по частям. Сам корпус его, как мы уже сказали, деревянный, стоит на высоком кирпичном фундаменте, потому не боится сырости.
Такие дома до революции ценились, они удобны и с бытовой стороны: летом в комнатах прохладно, зимой тепло; они практичны: их легко можно разобрать на части и перенести в другое место, как сделать другое; если в завещании отца были строчки: «Дом пополам», то его в самом деле без большого ущерба можно было разделить на две части.
Полное название школы – церковно-приходская. Второе слово обозначает, что данное учебное заведение принадлежало к какому-нибудь приходу, церкви.
Так оно и было на самом деле. Дом стоял рядом с Николаевской церковью (1874) – она располагалась примерно на месте, где сейчас редакция, и являлась его собственностью.
До революции данная школа пользовалась авторитетом, ведь главное ее достоинство – в ней могли учиться все желающие, как казаки, так и иногородние.
Именно в этой школе учился Аркадий Первенцев, когда приехал с родителями в 1910 году в нашу станицу.
Почему был выбор именно этого заведения тоже понятно: его дедушка – Андрей Никанорович служил псаломщиком в указанной церкви и, возможно, утром они вместе выходили из своего дома; дойдя до церкви, оба отвешивали поясной поклон куполам, крестились, затем дедушка крестил внука и говорил: «Ну, с Богом! Удачи тебе сегодня!». Вспоминал ли после, став писателем, Первенцев свою первую духовную обитель? Да, вспоминал. Очень тепло и в деталях.
В повести «Баллада о детстве», как известно, в основу ее положены детские воспоминания писателя, устами Ольги Сергеевны – учительницы литературного героя Герки Бекетова, он размышляет:
«Перед нею, затаенно дыша, сидели мальчишки и девочки, дети простых родителей, многие из них зимой приходили в школу в рваных валенках, а чуть потеплеет – босиком или в домодельной обуви из сыромятной кожи и в сплетенных из шпагата черевичках. Рубашки либо из сатина, либо из холстины, вышитые старательными материнскими руками в крестик и черными нитками. А руки у всех крепкие, хваткие, сильные, руки зверенышей, если придать этому слову мягкий смысл».
жизни так получилось, что в первый учебный год Аркаши (1910-1911) недалеко от его школы, через выгон, учился другой мальчишка в двухклассном казачьем училище (старое здание средней школы ¹ 1). Это был Петр Махонин. Уже в советское время, став взрослым, он с благоговением вспоминал свои школьные годы и даже оставил тетрадь своих записей об этой поре.
Его строчки очень перекликаются с тем, о чем рассказывал писатель: «Занимался я во втором классе по всем предметам на отлично. Но мне было очень тяжело из-за материальной обеспеченности: зимой ходил в матерной старой фуфайке и отцовых старых сапогах, на них заплата на заплате. Но с этим можно было еще мириться, мне тяжело было переносить это в отношении питания, дома окромя постного борща или похлебки ничего не было, а когда и этого не было, кушали один хлеб с луком. В школу мать всегда мне давала на обед кусок хлеба и картофель в «мундирах»...Когда я зашел в класс, мне бросилось в глаза, что мои сверстники уже сидели за партами, ожидая учителя. Ребята были все одеты в новые рубашки и брюки, а я был в заплатанной рубашке и таких же брюках».
К сожалению, автор тетради не рассказывает о причинах, почему они из семьи казаков, но жили так бедно; один раз, правда, промелькнула строчка, что его отец продал свой надел земли, но при каких обстоятельствах - тоже не сообщается.
Что тогда изучали?
Петр Махонин сообщает:
«В те времена учиться было в школе нелегко. По программе на каждый день было 7 уроков, по пяти предметам занималась учительница, 6-7 урок – Закон Божий. Этот предмет тяжелый, потому что заучивать нужно было все наизусть. Его преподавал священник Алексей Иванович Кулабухов, он же попечитель нашей школы».
Интересная деталь! Оказывается, у Аркаши Первенцева и Петра Махонина был один и тот же учитель Закона Божьего – А.И. Кулабухов. Последний служил священником в Николаевской церкви и, естественно, преподавал в церковной школе своего прихода. Существуют разные сведения по поводу того, сколько лет учился в этой школе А. Первенцев. Одни говорят – только год, потом перешел в Коробкину школу, где преподавала его тетушка Матрена Андреевна, другие, что все годы своего пребывания в Новопокровской (до 1915 г.) он учился в церковной школе, а дома с ним усиленно занималась все та же Матрена Андреевна, готовя того к поступлению в старшие классы.
После революции дом превратился в коммунальное жилье, в 30-х годах ХХ века – дом пионеров, после Отечественной войны – интернат средней школы ¹ 1, где жили лесхозовские ребята, в 70-х - снова жилой дом.
А. МАСЛОВ,
краевед.
Joomla SEF URLs by Artio