Реализация национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» инициирована Президентом России Дмитрием Медведевым. Её внедрение предусмотрено в рамках федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, а также приоритетного нацпроекта «Образование».
Цель стратегии – модернизация системы образования для опережающего развития подрастающего поколения. Она состоит из шести направлений, предусматривающих обновление образовательных стандартов, поддержку талантливой молодёжи, развитие учительского потенциала, школьной инфраструктуры, сохранение и улучшение здоровья школьников, расширение самостоятельности школ.
Рост объёма финансирования
В муниципальном образовании Новопокровский район 40 образовательных учреждений, из которых 18 – дневные общеобразовательные, одна – вечерняя сменная, 19 – дошкольные учреждения и два учреждения дополнительного образования. Дошкольные учреждения посещали 1798 детей, школы – 4333 учащихся, заочной формой обучения были охвачены 86 человек.
Районная система образования активно обновляется и продолжает развиваться. Об этом, в частности, свидетельствует стабильный рост объёмов финансирования отрасли. Так, в 2010 году расходы по отрасли «Образование» были увеличены на 4,9 млн. рублей по сравнению с 2009-м и составили 251,2 млн. рублей.
Подготовка кадров
В современных условиях, когда происходит обновление содержания образования, принципиальную роль играют кадры.
Общая численность педагогических кадров образовательных учреждений района в 2009-2010 году составила 570 человек. Из них педагогических работников общеобразовательных школ – 345, учреждений дополнительного образования – 38, дошкольных учреждений – 187 человек.
76 работников образования имеют правительственные награды, 256 – учителя высшей квалификационной категории.
В 2009-2010 учебном году разными формами повышения квалификации и курсовой переподготовки были охвачены более 300 педагогических работников образовательных учреждений района.
Два классных руководителя школы № 7 Анастасия Денисовна Боброва и школы № 16 Светлана Николаевна Егорова стали победителями краевого конкурса «Лучший классный руководитель года».
В целях совершенствования и развития дошкольного образования, повышения его качества этим летом состоялись краевые конкурсные отборы дошкольных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и лучших педагогических работников. По итогам проведения районного конкурсного отбора лучшим дошкольным учреждением признано ДОУ № 37 (заведующая О.И. Канищева). Среди педагогических работников победителем конкурсного отбора стала Татьяна Викторовна Матросова, воспитатель ДОУ № 42.
Качество знаний
Одним из элементов созданной в крае системы оценки качества образования являются Единый государственный экзамен и новая форма итоговой аттестации в 9 классе.
В 2009-2010 учебном году в ГИА-9 приняли участие 450 выпускников. 100-процентную успеваемость по математике показали выпускники СОШ № 13, по русскому языку – школ № 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 16.
В этом году в ЕГЭ принимали участие 353 выпускника по 11 общеобразовательным предметам.
100-процентную успеваемость как по математике, так и по русскому языку показали выпускники школ № 1, 2, 3, 10, 15, 16, 17 и 20.
По математике лидеры в рейтинге школ по среднему баллу – СОШ № 1 (49,36), СОШ № 7 (46,28), СОШ № 10 (43,05). Самый высокий балл по математике набрал выпускник СОШ № 1 Андрей Байдашкин – 77 баллов (учитель Любовь Алексеевна Мазур).
По русскому языку лидеры в рейтинге школ по среднему баллу – СОШ № 1 (65,65), № 3 (64,46), СОШ № 10 (60,78) при среднекраевом показателе 59,1 балла.
100 баллов по русскому языку набрала выпускница СОШ № 1 Алина Пархоменко (учитель Галина Владимировна Бондаренко).
Отмечается положительная динамика по количеству полученных неудовлетворительных оценок по русскому языку. Так, если в 2009 году неудовлетворительных оценок было 4,7 процента, то в 2010-м – 0,02 процента при среднекраевом показателе 0,01 процента.
Из предметов по выбору хорошие результаты по информатике и информационно-коммуникационным технологиям.
Средний балл по району – 69,71 (по краю – 64,5), неудовлетворительных оценок нет. Самый высокий балл – 90 баллов – у выпускника СОШ № 1 Андрея Байдашкина (учитель – Николай Алексеевич Трубчанинов).
По биологии 100 баллов набрал выпускник СОШ № 11 Владислав Стряпан (учитель Наталья Михайловна Дударь).
Не получили аттестат по результатам ЕГЭ всего 9 выпускников.
В минувшем году в целях реализации программы «Одарённые дети» были проведены олимпиады по 19 предметам. В них приняли участие 1125 школьников 1-11 классов.
Анализ рейтинга школ по количеству победителей муниципального этапа предметных олимпиад показывает, что тройка школ-лидеров остаётся неизменной: первое место – СОШ № 1, второе – СОШ № 10, третье – СОШ № 3. Но в сравнении с предыдущим годом СОШ № 1 и 10 увеличили количество победителей и призёров (СОШ № 1 – с 61 до 67, СОШ № 10 – с 34 до 59).
С учётом количества учащихся в школе выделяется СОШ № 7: в этом образовательном учреждении 14 призёров на 88 учащихся.
В разрезе школ по многим предметам бесспорный лидер СОШ № 1 (по таким предметам, как английский язык, литература, экономика, история, география, право, технология, математика, физика, журналистика), в СОШ № 10 больше всех призёров по русскому языку, технологии, экологии, истории, обществознанию, кубановедению, физкультуре, политехнической олимпиаде.
В зональных олимпиадах лидер – СОШ № 1, на втором месте – СОШ № 3.
В этом году значительно увеличилось количество участников краевого этапа предметных олимпиад и, что особенно важно отметить, – призёров олимпиад этого уровня. Лучшие индивидуальные результаты продемонстрировали ученики СОШ № 1, став призёрами краевых олимпиад, – Андрей Байдашкин (по информатике, учитель Н.А. Трубчанинов) и Роман Бондаренко (по праву, учитель Вера Николаевна Горшалева).
В минувшем учебном году 35 выпускников школ № 1, 3, 5, 6, 9, 10, 11, 13, 15, 16 и 17 награждены золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении», что в конечном итоге составило 10 процентов от общего количества выпускников, это на 5 процентов больше прошлого года.
Профильное обучение
Одним из направлений, способствующих качественному образованию, является профильное обучение.
Количество школ с профильным обучением (в отличие от других территорий края) не сократилось. Профильное обучение в ряде школ имеет неплохие результаты и по ЕГЭ, и по предметным олимпиадам, конкурсам, соревнованиям (в этом случае следует отметить социально-гуманитарный и информационно-технологический профиль СОШ № 1, социально-гуманитарный профиль СОШ № 9, естественно-научный СОШ № 3 и оборонно-спортивный профиль СОШ № 5).
Растим спортсменов
Второй год в СОШ № 6 реализуется пилотный проект по введению ежедневных занятий общефизической подготовки школьников. Данные мониторинга показателей здоровья учащихся свидетельствуют о значительном снижении общей заболеваемости учащихся, уменьшении количества детей с хроническими заболеваниями. В этом учебном году СОШ № 3 тоже станет участницей краевого пилотного проекта по введению ежедневных спортивных часов.
Новые модели дошкольного образования
Реализация президентской инициативы, заложенной в проекте «Наша новая школа», находит свое место и в дошкольных учреждениях района.
Педагогические коллективы реализуют мероприятия по внедрению разнообразных моделей дошкольного образования. В прошедшем году работали 28 групп кратковременного пребывания различной направленности, которые посещали 290 детей, функционировали три семейные группы, девять групп компенсирующей направленности, в том числе группа для детей-инвалидов.
В районе проживают 32 ребенка-инвалида дошкольного возраста. Определённое количество этих детей посещает детские сады на постоянной основе, а остальные закреплены за детскими садами по месту жительства и вовлечены в различные формы дошкольного образования.
Готовность к учебному году
В районном конкурсе «На лучшее образовательное учреждение по подготовке к новому учебному году» победителями признаны школа № 1 и детский сад № 37.
К новому учебному году все общеобразовательные и дошкольные учреждения отремонтированы и готовы встретить своих учащихся и воспитанников.