100-летний юбилей отметит Т.А. Гурова
Новопокровском районе проживают почти 300 человек, которым исполнилось 85 и более лет. Причём женщин, перешагнувших этот возрастной рубеж, больше в пять раз, чем мужчин. Как нам стало известно, у нас наберётся не много долгожителей – от 90 до 100 лет. С одним из них на днях нам посчастливилось встретиться.
Татьяне Андреевне Гуровой 10 декабря текущего года исполнится 100 лет. Подумать только! Когда мы подъехали к одному из домов райцентра, чтобы познакомиться с престарелой женщиной, очень волновались. Получится ли разговор, вспомнит ли бабушка вехи своей жизни? Шутка ли, прожить целый век?! Дочка Валентина Николаевна помогла нам организовать интервью. Когда она привела маму, мы с фотокорреспондентом были несказанно удивлены:довольно-таки разговорчивая, словоохотливая и благорасположенная бабулечка. В свои сто лет Татьяна Андреевна сохранила ясный ум и прекрасную память, и мы свободно могли побеседовать.
О жизни любого человека можно написать целый роман. А если она в сто лет, то непременно – эпопею.
Нет, Татьяна Андреевна никаких великих открытий, героических подвигов или чего-то судьбоносного для своей страны не совершила. Она просто скромно, тихо жила, выполняя отведённую судьбою неприметную роль.
Родилась в станице Ильинской в семье обыкновенных крестьян. Дети с малолетства помогали родителям по хозяйству.
Повстречала здесь же, в станице, и своего суженого Николая. В клубе на празднике познакомились. Полгода он ухаживал, а затем сосватал дорогую сердцу дивчину. Двоих дочек родили супруги. А потом началась война и Николая в числе первых забрали на фронт. Помнит дочь Валентина, как они с сестрой папку провожали, как плакали и бежали вслед за вагоном. В последний раз и видели отца. В 1942 году пришла похоронка.
- Когда прощались, он всё наказывал: «Девчонок – наших дочерей береги!», - рассказывает вдова. - В боях на Курской дуге погиб. Ему было всего 32 года. Много лет спустя ездила к нему на могилу. Стояла у памятника и разговаривала с мужем: «Вот, погляди, твой наказ выполнила. Наших дочерей к тебе привезла». Ничего не ответил, только шелест листвы вторил моим словам...
С тех пор больше и не вышла замуж Татьяна Андреевна. Свекровь со свёкром любили невестку, пытались проявить участие в её судьбе: видели, как трудно молодой без мужа растить детей. Пригласили на смотрины мужчину. Спросили у внучек: «Будете его папкой называть?». А те замотали головами: слышать даже не хотели, что какой-то дядька станет на место отца.
- Глупенькие были, - признаётся Валентина Николаевна. - Не хотели понять маму. А родительница не стала идти наперекор нашей воле. Так для нас всю жизнь и прожила. Лелеяла, заботилась, в войну выкормила, растила, в свет вывела...
Много работала Т.А. Гурова. До войны у богатых детей нянчила, в поле трудилась. После Победы день и ночь работала в колхозе. Подкосила здоровье.
- Вот ноги сейчас сильно болят, - жалуется бабушка. - Сколько ж им топать! Помню, перед оккупацией мы рыли окопы. Отметят землю, и роем ямы. Потом нарубим веток в посадке, прикроем... Да и в колхозе работы был непочатый край. Бывало, кукурузу по снегу убирали. Идём по полю в резиновых сапогах – ног от холода не чувствуем. Вот сейчас, если кто скажет, что ему плохо жить, а вот раньше было... – не верьте. Пусть бы они попробовали тогда пожить.
Вся жизнь прошла в работе. Сельские женщины и дома без дела не сидели. Каждая была ещё и рукодельницей хоть куда! Дочка Валентина Николаевна принесла рушники, полотенца, вышитые матерью. Татьяна Андреевна бережно берёт свои изделия, делится секретами рукоделия:
- Мы и ткали материал сами, и крючком из ниток вязали. У меня были пряха, ткацкий станок. Почти всё из старинной утвари мы отдали в музей. Раньше всякая девушка должна была научиться женским премудростям. Приданое сами себе готовили. Если имела будущая невеста 12 холстов – значит, считалось, богатая.
Многие пытаются отыскать эликсир молодости. Я и у бабушки поинтересовалась, может, она подскажет секрет.
- А кто его знает, внученька? Мне уж и стыдно жить. Всегда спрашиваю Всевышнего, когда подойдёт мой последний срок, - бабушка улыбается.
- Мамочка, живи долго! А я вам подскажу эликсир молодости, - Валентина Николаевна уводит родительницу от «неприятной» темы. - Бабушка – добрый и позитивный человек: никогда не злится, не ругается, не обижается. Если человек жизнерадостный, то и жизнь он воспринимает как подарок судьбы. А ещё жизнь – в движении. Это сейчас здоровье у мамы уже не то, но она всё равно старается нам помогать. Не может без дела сидеть. То лук перебирает, то чеснок, то бельё сложит. Мы ей позволяем делать посильную работу.
- Да, - вспомнила бабушка. - Передайте молодым, чтобы жили хорошо, дружно и ладили друг с другом.
- Обязательно передам, - пообещала я. - А вам желаю здоровья и отличного настроения в сотый день рождения!
Фото А. Толстых.