Запомнить меня

Профессия – со школы

Профессия – со школы

Новая модель профориентационной работы позволит ребятам
получить специальность

Профессия – со школы


Новая модель профориентационной работы позволит ребятам
получить специальность

А. Ивановская, Е. Николаева,
В. Вишневская
В коллективе «СГ» работают не только журналисты. Как оказалось, у главного редактора есть профессия швеи, фотографа – тракториста-машиниста и электросварщика, редактора сайта – электрика. Этому они научились в школе. И многие земляки в советское время покидали стены общеобразовательных учреждений не только с аттес-татом, но и рабочей специальностью. А как сейчас обстоят дела в этом направлении?

Ностальгия по трудам

dsc04400a


В советской школе  на уроках труда серьезно готовили учеников к взрослой жизни. Помню, как мы изучали основы домоводства, шили себе фартуки, ночные сорочки, как готовили салаты, пекли печенье и угощали ими одноклассников. Мальчишки в это время сколачивали табуретки или что-то ремонтировали.
В старших классах обязательно проводили профориентационную работу. Девушки могли получить специальность швеи-мотористки, секретаря-машиниста. Юноши осваивали слесарное дело, электромонтаж.

dsc04421a

Как работницы швейной фабрики строчат текстильные изделия новопокровские девчата. Ученицы 7 «В» СОШ № 1 старательно обучаются работе на швейной машинке. Навыки обработки материалов преподает учитель технологии Марина Николаевна Антонова. / Фото А. Толстых

В 90-х годах прошлого века на смену трудовому обучению пришла «Технология». Что сейчас  школьники изучают в рамках этого предмета, мы выяснили, побывав в СОШ № 1 станицы Новопокровской.
Раньше девочек в основном учили шить, готовить и вести домашнее хозяйство, мальчики получали навыки слесарного, токарного, электродела.
В современной школьной программе нет четкого разделения по гендерному признаку на мужской и женский труд, хотя учащиеся и занимаются в подгруппах. Уроки у мальчиков ведет учитель Михаил Александрович Матросов, у девочек – учитель Марина Николаевна Антонова. При желании ребята могут перейти из одной группы в другую.
Технологию преподают в 5–9 классах, и предмет охватывает разные области знаний. Полистав учебники, в этом убеждаешься. Школьники изучают элементы ландшафтного дизайна, робототехнику, нанотехнологии, технологию растениеводства, животноводства, цветоводства, обработки пищевых продуктов, знакомятся с электроникой, осваивают агроприемы на пришкольном участке. Азы кулинарии, правда, постигают в теории.
В 9 классе начинается профориентационная работа, направленная на самоопределение учащихся. Эксперты полагают, что уроки технологии помогут воспитать современного человека, который не только будет владеть трудовыми приемами, но и иметь представление обо всех технологиях преобразования материалов, энергии и информации, свободно ориентироваться в мире профессий, создавать собственные проекты.
Но по-прежнему актуальны традиционные практические навыки, которыми должны овладевать школьники, и в СОШ № 1 созданы необходимые условия для трудового обучения.

С пользой для школы и дома

В распоряжении мальчиков имеется универсальная мастерская, оснащенная ручными и механизированными инструментами, токарными, слесарными, сверлильными станками, верстаками и другим учебным оборудованием, с помощью которого ребята овладевают навыками работы с деревом, металлом, обучаются художественно-прикладной обработке материалов и занимаются проектной деятельностью. Результаты труда налицо: металлические и деревянные подставки для цветов, лавочки, табуретки, стремянки, кормушки для птиц и другие изделия, выполненные руками юных мастеров, находят практическое применение в школе. И дома парни могут элементарно забить гвоздь или что-то починить.
– В советские годы в школе была прекрасная база для профобучения старшеклассников работе на тракторах и комбайнах, – рассказывает Михаил Александрович. – Мальчишки с 8-го класса знали все сельскохозяйственные машины и орудия. Участвовали в жатве хлебов в составе молодежных уборочных звеньев. В 10-м сдавали теорию и вождение, получали удостоверение машиниста-тракториста и сразу после окончания школы могли работать на гусеничных и колесных тракторах. Учились даже девочки. Также выдавали бессрочную справку, с которой можно было сдать экзамены и получить водительские права.
Девочки обучаются рукоделию, основам кройки, шитью. Под руководством педагога конструируют, моделируют и изготавливают текстильные изделия. В мастерской по обработке тканей установлены 15 электрических швейных машин, раскройный стол, имеется большой ассортимент швейной фурнитуры. Юные мастерицы разрабатывают творческие проекты по шитью одежды, а также изготовлению работ в технике батика, вышивки, лоскутного пластика.
Учителя уверены, что полученные знания и навыки пригодятся ребятам не только в дальнейшем профессиональном обучении, если они выберут рабочие специальности, но и в обычной жизни.

Техникум или школа?

Хорошая новость для выпускников девятых классов, планирующих расстаться со школой и получить рабочую профессию, – срок обучения в Новопокровском многоотраслевом техникуме с нового учебного года сократится с двух лет 10 месяцев до года 10 месяцев. Это значит, что пока одноклассники осваивают программу 10-11 классов, студент техникума дополнительно получает еще и специальность.
Желающих обучаться в техникуме с годами становится больше. Об этом рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Парфёнова.
– Сейчас в заведении получают профессию 405 студентов. В 2021-2022 учебном году их было 390, в новом планируем принять 225 первокурсников, увеличив число групп, – отметила Елена Иосифовна.
По ее мнению, сокращение срока обучения не повлияет на качество. Из учебной программы уберут несколько часов школьных дисциплин. У новшества есть плюсы и минусы. К первым можно отнести то, что ребенок, который обучается в техникуме, к тому времени, как его одноклассники закончат школу, получит сразу два документа – один о среднем общем образовании, другой – о среднем профессиональном. Кроме того, он может в тот же год, что и ребята, которые вместе с ним учились в школе, поступить в высшее учебное заведение без сдачи ЕГЭ. Минус – после окончания техникума парням исполняется 18 лет, их призывают в армию. И все же те юноши, которые планируют продолжить обучение, после службы успешно поступают в вузы. К примеру, в прошлом учебном году 12 выпускников техникума из 120 продолжили обучение в высших учебных заведениях.
В разговоре  с  Еленой Парфёновой мы затронули и тему трудоустройства. Выпускники техникума получают такие профессии, как пекарь, тракторист-машинист сельхозпроизводства, сварщик, мастер по обработке цифровой информации. Все они востребованы на рынке труда. 45% выпускников трудоустраиваются сразу после получения диплома о среднем профессиональном образовании.
Есть и другой вариант. В настоящее время шесть студентов 3-го курса уже работают на 163-м бронетанковом ремонтном заводе. На производстве они  проходили практику, хорошо себя зарекомендовали, и им предложили трудо-устроиться. Сварщики осваивают профессию теперь по индивидуальному учебному плану.
Прельщает ребят и то, что получение образования в техникуме бесплатное. Все получают стипендию, горячие обеды, им обеспечен подвоз до учебного заведения.
Могут ли взрослые люди освоить рабочую профессию в техникуме? Оказывается, что и это возможно. Для них разработаны краткосрочные курсы, после освоения которых выдается документ о получении новой профессии.

В тему

Минпросвещения РФ рекомендует запустить во всех школах новую модель профориентационной работы с 1 сентября следующего учебного года. Об этом сообщил глава ведомства Сергей Кравцов на открытии Всероссийского фестиваля по профориентации «Билет в будущее» в Екатеринбурге.
Целевой аудиторией станут школьники 6-11 классов. Единая модель будет состоять из трех уровней: базового, основного и продвинутого. Каждый из них будет складываться из обязательных 34 часов внеурочной деятельности и определенных образовательными учреждениями мероприятий в рамках воспитательной деятельности.
– Мы возвращаемся к лучшей практике из советского периода, когда школьник может получить по завершении школы определенную специализацию, – сказал Сергей Кравцов. – Часы, посвященные профориентации, будут отданы также обучению в предпрофессиональных классах.

Мнения
Василий Славный, глава Кубанского сельского поселения:

– В школе № 3 поселка Кубанского на уроках труда мы учились работать с металлом и деревом, а девочки  проходили курсы домоводства. В старших классах был предмет «Машиноведение», где мы изучали механизмы. Вместе с аттестатом об окончании школы получил права тракториста-машиниста, предварительно сдав экзамен. Рабочая профессия пригодилась в жизни. И по сей день умею управлять трактором – хоть старого, хоть нового поколения.

Наталья Железнёва, начальник архивного отдела администрации МО Новопокровский район:

–  Еще в школе освоила профессию продавца при райпотребсоюзе. Учились на  деревянных счетах считать. После девятого класса с подружкой проходили практику в универмаге. Нас определили в отдел галантереи. Интересно было!  В школе всем – и девочкам, и мальчикам – рассказывали устройство трактора. И среди нас были желающие работать трактористками. Ребят обучали слесарному делу, девочек – домоводству. Мы  учились шить вещи, вышивать, пололи огороды, мыли полы в классах. К труду приучали с детства, и это, считаю, правильно. Некоторые одноклассницы работали по специальности, полученной в школе. А я  пошла  по другому профессиональному пути.

Жанна Гаплевская, главный редактор «Сельской газеты»:

– С аттестатом получила свидетельство об окончании курсов швеи. В старших классах проходила практику при фабрике меховых изделий. Доверяли шить рабочие рукавицы. Первая профессия пригодилась в жизни: умею подшить шторы, брюки, сшить постельное белье. До сих пор помню уроки труда.  Учитель помогала нам  всем стать умелыми хозяюшками.

Joomla SEF URLs by Artio