Всю свою жизнь мы так или иначе вынуждены делать выбор. Иногда это совсем незначительные решения: что приготовить на ужин, куда пойти отдохнуть… Но иногда сделанный выбор может определить всю дальнейшую судьбу человека.
Я учусь в девятом классе и сейчас нахожусь на распутье: уйти из школы в этом году и поступить в колледж или продолжить обучение до 11-го класса, чтобы в дальнейшем подать документы в вуз.
Что может помочь принять такое ответственное решение? По-моему, ответ прост: нужно понять, кем я хочу видеть себя после обучения, будь то колледж или вуз. Каков рынок труда? Какие профессии сейчас наиболее востребованы?
К сожалению, не все выпускники осознанно выбирают профессию. Зачастую ребята сдают наиболее «простые» экзамены и поступают в учебное заведение, в котором, по их мнению, не придется прилагать много усилий. В итоге слабо подготовленные специалисты не в состоянии найти работу, поскольку не соответствуют требованиям работодателей.
Проекты профориентации, реализуемые по нацпроекту «Образование», направлены на то, чтобы помочь школьникам разобраться в непростом вопросе выбора будущей профессии и открывающихся карьерных перспектив.
В моей школе – СОШ № 9 поселка Новопокровского – совместно с Центром занятости населения района ведут активную работу по ранней профориентации. Как раз на одном из таких занятий меня заинтересовала государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий».
Не секрет, что численность сельского населения сокращается. Все больше людей уезжает «за лучшей жизнью» в город. Но как же наша малая родина? Как же уютный и теплый бабушкин дом, где пахнет блинами? Как же яблоня под окном, на ветках которой по весне поют песни ласточки? Мне очень хочется сохранить все это для себя, а в будущем и для своих детей.
Я поставила цель: изучить рынок труда нашего небольшого Покровского сельского поселения. Как оказалось, здесь есть организации, нуждающиеся в молодых, грамотных специалистах. Речь о местной администрации.
Познакомившись с главой поселения Виктором Валерьевичем Кузнецовым, была приятно удивлена тем, что он, длительное время проработав в городе, вернулся в поселок, где когда-то родилась, училась и жила его мама. Он с удовольствием поделился информацией, которая помогла мне понять суть работы органов местного самоуправления, их структуру, а самое главное – вселил уверенность в том, что здесь я смогу получать достойную заработную плату, трудясь на благо жителей любимого поселения.
Разумеется, Виктор Кузнецов заинтересован в молодых специалистах, поэтому с удовольствием предложил мне поучаствовать в эксперименте «Один день с главой». В ходе него я провела практически полноценный рабочий день в администрации, ознакомилась с ее структурой, принципами работы и подведомственными учреждениями. Теперь хочу поделиться впечатлениями и рассказать о том, что же такое органы местного самоуправления и как они устроены.
В структуру администрации входят различные отделы, курирующие определенные направления деятельности. За каждое отвечает сотрудник, занимающий соответствующую должность. В их числе специалисты по работе с личными подсобными, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, землепользованию, охране труда, экономист, делопроизводитель, юрист, бухгалтер и другие.
Работая в органах МСУ, приходится общаться с большим количеством людей, находить индивидуальный подход к каждому человеку, ежедневно решать множество вопросов, касающихся различных сфер жизни. В этом заключается одновременно и сложность, и интерес работы в администрации. Здесь точно найдется применение молодому, активному специалисту, знакомому с местными жителями, их проблемами и чаяниями.
Благодаря главе поселения и сотрудникам администрации, с которыми мне довелось пообщаться, я сделала определенные выводы и наметила дальнейший план действий.
Мое решение – пойти в 11 класс, а в дальнейшем и в вуз, чтобы получить высшее образование. Зачем? Чтобы стать достойным специалистом в администрации Покровского сельского поселения, трудиться и приносить пользу людям и своей малой родине.
Итоги нашего эксперимента освещены на страницах социальных сетей школы, администрации поселения и редакции «Сельской газеты». Я получила огромный отклик от одноклассников и жителей поселка, которые интересовались тем, как же все устроено в администрации.
Поняла и еще кое-что: работу в органах МСУ нужно обязательно популяризировать, потому что кадровый дефицит – одна из самых актуальных проблем для поселения. Свою роль играет как миграция граждан в города, так и отсутствие необходимого образования у потенциальных претендентов на имеющиеся должности.
Для решения данной проблемы предлагаю следующее:
Проводить со школьниками Дни открытых дверей, на которых лично глава или его заместители смогут дать общее представление о работе в органах местного самоуправления и ознакомить с ней учеников.
Устраивать не только «День с главой», но и «День с бухгалтером», «День с делопроизводителем» и т.д. Это позволит подросткам ознакомиться с обязанностями конкретных специалистов и понять, что для них интереснее.
Давать целевые направления выпускникам 11-х классов, тем самым обеспечивая себя будущими кадрами.
Осуществлять подбор сотрудников среди лучших выпускников учебных заведений, приглашать их на производственную практику.
Рассмотреть возможность предоставления молодым специалистам жилья.
Подобные мероприятия не только поспособствуют профессиональной ориентации школьников, но также помогут улучшить взаимоотношения между представителями власти и народом, позволят пролить свет на принимаемые администрацией решения и имеющиеся на местах проблемы.
День, проведенный в администрации, принес пользу не только мне: нашему примеру последовали и в других поселениях, где состоялись подобные мероприятия. Школьники посетили местные администрации, приобщившись к работе глав и специалистов. Похоже, что нам с Виктором Валерьевичем удалось задать правильный вектор!
Оказавшись перед непростым выбором, я обрела уверенность в завтрашнем дне, завела новые знакомства, получила интересный опыт и знания.
Выпускникам 9-х и 11-х классов хочу сказать: «Не бойтесь сложностей учебы и работы! Только труд и упорство помогут добиться поставленных целей. Правильно выбирайте профессию, интересуйтесь ее востребованностью и деталями будущего дела».
Арина Подагимова, учащаяся 9-го класса МБОУ СОШ № 9 поселка Новопокровского.