Одной из величайших трагедий ушедшего 20 века была Великая Отечественная война Советского Союза с фашистской Германией. Не обошла она стороной и станицу Калниболотскую.
Более 1500 калниболотчан сражались против ненавистного врага на всех фронтах от Баренцева до Черного морей. 25 июля 1942 года началась битва за Кавказ. Форсировав реку Дон, фашисты вторглись в пределы Кубани. Войска Красной Армии ожесточенно сопротивлялись, но были вынуждены отступать. Пока силы были не равны.
3 августа 1942 года район и станица Калниболотская были оккупированы захватчиками. Начался 178-дневный период временной оккупации. Сразу же фашисты начали устанавливать новый порядок. Комендантом района был назначен Лейман, введено атаманское правление (атаман Г.А. Рыков), появился полицейский участок (начальник Г.С. Прокопенко) с полицаями И. Латышом, Е. Мордиком, Н. Отрошко, в колхозы назначили старост. И их первые приказы гласили: «...немедленно выйти колхозникам на работу, сдать имеющееся огнестрельное и холодное оружие, пройти в управе поголовную регистрацию мужчин, женщин, подростков. За неподчинение – расстрел!». И расправы не замедлили себя ждать. Первыми были схвачены и расстреляны в белоглинском отделе гестапо коммунисты Пащенко, Лавриненко, Фисотченко, Дубинин и Вильхотченко, которые были вынуждены вернуться в станицу после неудачной эвакуации скота (из книги «Наша биография» ветерана войны и труда Я.В. Спичака). Но самое страшное – фашисты уничтожали мирных советских людей. Вот данные из акта о злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками, подписанного председателем районного Совета Т.С. Климченко, представителями общественности и жителями Н.И. Фуниковым и А.И. Подголой. В нем говорится о фашистских зверствах над мирными гражданами района в период оккупации. В частности отмечено, что 16 сентября 1943 года специальной комиссией в составе представителя райздравотдела П.А. Шапошниковой и граждан К.Ю. Ванцевич, И.К. Фомина «произвели вскрытие братской могилы в общественном саду («Войсковой сад», где сейчас располагается лагерь «Чайка»). При вскрытии обнаружено 48 трупов, из них мужчин свыше 50 лет – 12, женщин такого же возраста – 24. И детей от одного года до 13 лет – 12. Все трупы еврейской национальности». Также в акте названы фамилии коммунистов и шести военнопленных, расстрелянных в тихорецком отделе гестапо.
Это одно из самых страшных преступлений, совершенных на территории станицы. Вот что писал в районной газете «Колхозный труд» 18 сентября 1943 года селькор Кузьмин: «Глядя на трупы замученных и расстрелянных граждан, сердце кровью обливается и хочется сказать: милые бойцы Красной Армии и Флота – громите немцев, не давайте им опомниться, уничтожайте их как самое гадкое для русского народа».
...Прошло 70 лет. На дворе новый век. Благодарные потомки чтут память о погибших на той войне и безвинно убиенных на временно оккупированных территориях. В честь их памяти встали скромные обелиски и величественные мемориалы. Это напоминание будущему поколению, что повторения прошлого не должно быть никогда.