Делегация прибыла с целью сбора и уточнения материалов и документов по трагическим событиям августа 1942 года. Именно в это время в станице Ильинской произошло массовое истребление еврейских семей и пленных красноармейцев.
В ее составе –представители различных стран под руководством Алексея Косаревского.
Кроме двух переводчиц, в группу входили представитель Интерпола Михаил Стружинский, французский журналист Мари Мутье, аргентинка Йоланда Футье, парижский телеоператор Тьери Собаль, граждане Израиля и другие.
Как пояснил сотрудник Интерпола, созданы международные поисковые группы из представителей различных государств. Имея на руках архивные документы, они занимаются поисками мест захоронений жертв фашизма.
...В станице Ильинской, оккупированной частями 17-й немецкой армии 2 августа 1942 года, сразу же были созданы военные комендатуры и полиция из числа местных жителей. Комендантом Ильинского района и начальником гестапо назначили полковника Германа Шмидта, полицию возглавил Василий Пойманов.
На протяжении двух недель в станице проводились массовые аресты лиц еврейской национальности и пленных красноармейцев. Особое рвение в них проявляли местные полицаи Ласкин, Мысков, Котелкин, Уваров, Семыкин и Сушков. Хорошо зная местных жителей, они легко устанавливали «иногородних».
Арестованных содержали за колючей проволокой под усиленной охраной на территории, прилегающей к комендатуре (ныне здание сельской администрации), в помещениях и во дворе детских яслей колхоза «Большевик» и в полевых вагончиках колхоза «За власть Советов».
В день массовой расправы, 20 августа 1942 года, в 14 часов к детской площадке по улице Красной подъехали бортовая с тентом и легковая автомашины.
Первую партию мирных жителей, а это около 60 человек, фашисты погрузили в бортовую машину. Под усиленной охраной автомобили двинулись на южную окраину станицы (район кирпичного завода) и остановились возле котлована. На дне уже были выкопаны две большие ямы. Нескольких мужчин подвели к краю котлована и столкнули вниз. Немцы начали стрелять. Затем оккупанты выталкивали из машины женщин с грудными детьми и подростками. Их постигла та же участь.
Свидетелями этой расправы (место находилось в 300 метрах от фермы колхоза «2-я Пятилетка» и в 400 метрах от фермы колхоза «Колхозный клич») были Игнат Трачевский, Анатолий Ищенко, Анна Щеблыкина, Пелагея Москалева и Мария Глейзер. Впоследствии они рассказали военным следователям, что детям немцы мазали губы какой-то жидкостью, а потом сталкивали в яму, где они через несколько секунд умирали.
С 14 до 17 часов фашисты подвозили к месту расстрела ильинцев. Взрослых расстреливали, а детей травили сильнодействующим ядом.
Замучив 287 человек, оккупанты приказали нескольким мужчинам зарыть ямы с трупами, а затем копать могилу для себя.
Всего на этом месте было уничтожено 293 человека.
В тот же день в двух километрах южнее станицы – в сторону Кропоткина – палачи-гестаповцы уничтожили вторую группу арестованных евреев и пленных красноармейцев.
Прямо в поле был вырыт 20-метровый ров, к которому подводили людей и расстреливали. 201 человек принял свою мученическую смерть. Среди них старик Глейзер, его дочь Александра со своими детьми – Симой и Альбертом.
С 18 по 21 июля 1943 года в станице Ильинской прошло заседание военно-полевого суда. Из 14 обвиняемых жителей станицы, принимавших участие в расправе над 494 мирными жителями и красноармейцами, шестеро приговорены к смертной казни через повешение, остальные получили различные сроки тюремного заключения.
В течение двух дней иностранная делегация беседовала с немногими очевидцами тех далеких трагических событий. Жительница станицы Антонина Павловна Сидорова не могла сдерживать слез, когда рассказывала зарубежным гостям о расстреле евреев:
- ... вместе со своими подругами в тот день мы шли в бригаду мимо котлована, который был оцеплен немцами из гестапо. Дети стояли отдельно от родителей. Увидев нас, немцы громко кричали: «Шнель, шнель!» и махали руками, приказывая, чтобы мы быстро уходили.
А вечером, когда возвращались, подошли прямо к котловану. Ужас обуял нас. Земля шевелилась и были слышны стоны...
Поисковая группа проехала по тем дорогам, по которым везли на расстрел мирных жителей, побывала в тех местах, где евреев содержали во время арестов. Оператор отснял большое количество фото- и видеоматериалов. Гости ознакомились с документами и экспонатами местного музея, побывали у монумента славы.
Спустя два дня после отъезда делегации, глава администрации Ильинского сельского поселения Ю.М. Ревякин (по согласованию с главой района А.Н. Сотниковым) дал указание установить памятный знак на окраине поля бригады ОАО «За мир», в двух километрах южнее станицы. Точное место гибели жертв фашизма указал заслуженный механизатор колхоза Владимир Гаврилович Витухин.
Рабочие МУ «Южное» В. Певнев, Е. Байжуманов, Д. Куркушкин и Н. Зотов на этом скорбном месте установили памятный знак жертвам фашизма.