Запомнить меня

Девчата

На встрече с Анной Михайловной Марковой, Антониной Михайловной Щечковой и Ниной Васильевной Бугаевской
Девчата

Не все новопокровские комсомолки, прокладывавшие железную дорогу к Новороссийску через минные поля, вернулись домой.

Группа учащихся и старший координатор по работе с молодёжью МКЦ «Покровчанка» Илья Лебешев пришли к дому на улице Широкой, где проживала Нина Маркова, погибшая 26 октября 1943 года на станции Гайдук при строительстве железной дороги Крымская – Новороссийск. Организовал мероприятие Виктор Семенович Бахтинов.

Гостей ждали сестры Нины – Анна Михайловна Маркова и Антонина Михайловна Щечкова, а также участница тех далеких событий Нина Васильевна Худобина (ныне Бугаевская).

– Нам, девчонкам, в ту пору было по 16-17 лет, и трудились мы в колхозе «Власть Советов», – рассказывала Нина Васильевна Бугаевская. – В конце июля  комсомольцев вызвали в правление колхоза и отправили в райком ВЛКСМ. Перед собравшимися выступила первый секретарь райкома комсомола Тамара Ивановна Подыма. Она сказала, что нужны добровольцы, которые поедут в Крымскую и Новороссийск убирать виноград. Но эта работа ответственная и опасная, так как близко фронт... Началась запись. Как только очередь дошла до нашего колхоза «Власть Советов», в список добровольцев попали Нина Маркова, я, Вера Пащенко (ныне Гонтарь), Катя Русанова, Нина Красникова и другие. После этого отправились в колхоз, чтобы перед дорогой получить напутствие председателя колхоза Ивана Гавриловича Русанова.

Через два дня мы были в станице Крымской, где нас ввели в состав сапёрной части. Сформировали отряд, разбили по звеньям. Командиром новопокровского отряда назначили Т.И. Подыму, а ее заместителем  – Марию Степановну Истомину. Катю Русанову выбрали звеньевой комсомольцев-колхозников «Власти Советов». А со стороны военных командиром стал сержант Миша Соловьев (за глаза мы его называли начальником гарема). Нам выдали лопаты, ломы, кирки. Мы с удивлением стали спрашивать, дескать, зачем, мы же будем убирать виноград? Нам ответили: «Девочки, вам не то сказали. Мы будем прокладывать дорогу к Новороссийску через минные поля». Нас проинструктировали, и начали мы строить временную железную дорогу от Крымской к Новороссийску. Саперы освобождали полоску земли от мин, а мы вырубали кусты, деревья, насыпали и выравнивали полотно, укладывали шпалы, рельсы, крепили их. Нам было очень страшно. Почти каждый день кто-нибудь взлетал на воздух: гибли сапёры, девушки и парни. Фронту нужна была дорога, а потому и трудились мы с утра до темноты. 26 октября 1943 года вышли к станции Гайдук. Это был последний рабочий день, а вечером должны были все отправиться домой. Пришли на работу, бодро  начали наполнять рельсами вагонетки. Когда на перроне остались последние искорёженные рельс и шпала, девчата взялись, и вдруг... взметнулся столб огня –  взорвалась мина! Убита Нина Маркова, смертельно ранена Нина Красникова, тяжело ранены я и Мария Тихонова (позже в госпитале она умерла). Трагически закончился для землячек последний рабочий день. Похоронили их там же, недалеко от станции Гайдук, в братской могиле.

Нина Маркова  и Нина Красникова, добровольно работая на опасном участке трудового фронта, на пределе своих физических возможностей строя железную дорогу Крымская – Новороссийск, приближали Великую Победу. Их гибель – подвиг во имя Родины. Слава им и вечная память!
Ребята  внимательно выслушали рассказ и почтили минутой молчания погибших в годы Великой Отечественной войны... А затем Анна Михайловна и Антонина Михайловна угостили ребят сладостями.

Фото автора.

Joomla SEF URLs by Artio