7 ноября завершился пятый – полуюбилейный! – Международный фестиваль искусств «Генуэзский маяк-2020», который принес с собой в Италию и звуки побратимского фестиваля «Степная лира». Хотя последний из-за пандемии не смог пройти в привычном очном формате в станице Новопокровской, зато впервые открылся в конце сентября в Москве, а в октябре – тоже в первый раз! – переместился на земли побратимской Каманьи Монферрато и Генуи, о присоединении которой к проекту международной дружбы с Новопокровским районом переговоры ведутся с прошлого года.
ВЕРНИСАЖ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
«Генуэзский маяк» зажег огни 24 октября в столице Лигурии – Генуе к особой радости соотечественников, проживающих в этих местах. Ведь в связи с пандемией мероприятий подобного уровня с участием деятелей российской культуры не то, что поубавилось, а практически не стало совсем. И пусть постоянные участники фестиваля – поэты, художники, актеры, музыканты по понятным причинам не смогли прилететь к любимым зрителям, но их стихи, песни и музыкальные произведения звучали с экранов на всех мероприятиях, создавая эффект живого присутствия. А картины выставляли не только в стенах Русского дома искусств, но и впервые в формате уличного вернисажа – в Старом порту Генуи, превращенном в музей под открытом небом, и на виноградниках в окрестностях Каманьи.
Понятно, что такие уличные выставки и концерты в течение двух фестивальных недель смогли посетить больше зрителей, чем если бы мероприятия проходили в закрытых помещениях. На открытом воздухе, например, с большим успехом состоялись чеховские, бунинские и дантовские чтения. Произведения Антона Павловича и Ивана Алексеевича, чьи юбилеи мы празднуем в этом году, прозвучали в исполнении актрисы Натальи Захаровой (в аудиозаписи) и вживую во впечатляющем чтении на двух языках, с которым выступил патриарх генуэзской сцены – известный театральный и киноактер Пьерлуиджи Каминотто.
ИТАЛЬЯНЦЫ РВУТСЯ К НАМ
Когда-то у Пьера с женой был собственный домашний театр с видом на тот самый знаменитый генуэзский маяк – Лантерну, в переводе с итальянского – лампу, чьим именем назван фестиваль. Домашний театр четы Каминотто в качестве достопримечательности фигурировал во всех путеводителях по Генуе. После смерти жены актер долго не мог прийти в себя и в конце концов нашел невероятное средство от тоски и бессонницы: долгими одинокими ночами стал заучивать наизусть диалоги из чеховских пьес. А затем принялся изучать язык Чехова на курсах при Русском доме искусств в Генуе под руководством его преподавателя – Дарьи Белокрыловой, вице-президента «Генуэзского маяка».
Вместе с Натальей Бондарчук, открывшей во время «Генуэзского маяка-2017» кинотеатральную школу для двуязычных детей, которые посещают учебно-творческий центр «Чебурашка» при Русском доме, Пьер обучал ребят актерскому мастерству и даже снялся вместе с ними в фильме Натальи Сергеевны «Красная шапочка онлайн». Участвуя на протяжении 5 лет в фестивальных событиях, актер настолько проникся русским духом, что решил принять российское гражданство и осесть в Крыму, о чем и сообщил зрителям во время своего выступления. Кстати, актер уже не первый год собирается приехать на «Степную лиру», так что у жителей района еще будет возможность познакомиться с ним лично и послушать диалоги из пьес Чехова в его исполнении!
Например, знаменитый отрывок из «Чайки» с диалогом о Генуе, который Пьер озвучил на Чеховских чтениях. Антон Павлович недаром считал ее лучшим городом на свете. Именно здесь в апреле 1894 года писатель, собственно, и обдумывал сюжет «Чайки». В ее четвертом акте доктора Дорна спрашивают, какой город за границей ему больше всего понравился. И тот отвечает: «Генуя». А затем объясняет свой выбор: «Там превосходная уличная толпа. Когда вечером выходишь из отеля, то вся улица бывает запружена народом. Движешься потом в толпе без всякой цели, туда-сюда, по ломаной линии, живешь с нею вместе. Сливаешься с нею психологически и начинаешь верить, что, в самом деле, возможна одна мировая душа…»
А вот как Чехов излагает свои впечатления о городе в письме Линтваревой: «Теперь я в Генуе. Тут тьма кораблей и знаменитое кладбище, богатое статуями. Статуй, в самом деле, очень много. Изображены в натуральную величину и во весь рост не только покойники, но даже и их неутешные вдовы, тещи и дети. Есть статуя одной старушки-помещицы, которая держит в руке два сдобных хохлацких бублика».
Совсем другой предстает Генуя в рассказе «Отто Штейн» И. А Бунина, чье 150-летие мы отмечаем в этом году: «В Генуе его встретил дождь и мягкий морской воздух. Все привычное, европейское осталось по ту сторону снежных и туманных Альп. Здесь было все другое: другой вокзал, другой народ, другая суета… Сумрачные облака тяжко спускались по горам, синевшим за холмами, на которых покато белел приближавшийся город». Отрывок из этого рассказа также прозвучал на бунинских чтениях.
МУЗЫКА РУССКОЙ ДУШИ
Ярким событием фестиваля стал концерт фортепианной музыки к 180-лению П. И. Чайковского, чьи произведения виртуозно исполнил лауреат международных, в том числе и российских конкурсов, представитель русской пианистической школы Бруно Франческо Леоне. Русской, потому что учился искусству игры на рояле под руководством известного российского музыкального педагога Бориса Петрушанского. Пресса окрестила молодого пианиста итальянским Мацуевым, и он вполне оправдал это высокое звание. Надо сказать, что Пётр Ильич любил Северную Италию. В письме Надежде Филаретовне фон Мекк, написанном в Сан-Ремо 1/13 января 1878 года, композитор признается, что именно здесь был «счастлив совершенно. Последние дни, проведенные в Милане, в Генуе, в дороге сюда, были полны самых радостных ощущений».
ДОРОГАМИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Красной нитью мероприятия фестиваля пронизала тема 75-летия Победы. Вместе с президентом Русского дома Ларисой Смирновой президент фестиваля Ирина Ковалёва, вице-президент Дарья Белокрылова и художественный руководитель Иван Белокрылов от имени всех участников «Генуэзского маяка» и «Степной лиры» возложили цветы к могиле героя Италии и России – Федора Полетаева на генуэзском кладбище Стальено. А еще заслушали вместе с соотечественниками приветствие его внука, названного в честь деда, – Фёдора Полетаева участникам фестиваля, а также провели вечер памяти с демонстрацией фильма о подвиге Полетаева и чтением посвященных ему стихов в Русском доме. Прошли и партизанскими тропами, которые пролегли в Канталупо Лигуре и Каманью Монферрато.
Вместе с мэром Каманьи Монферрато Клаудио Скальотти и вице-мэром Лукой Беккария руководители фестиваля поучаствовали в возложении венка к памятнику павшим партизанам, установленному при въезде в этот город.
Мероприятие прошло в день воинской славы, который отмечается в Италии 4 ноября. Год назад в рамках реализуемых под эгидой фестиваля парадипломатических проектов этот населенный пункт побратался с нашей станицей Новопокровской: указатель на нее в Каманье установили еще в начале 2020 года, а в дни фестиваля назвали в честь Агнии Барто две детских площадки! Собственно, в этом объединении людей из двух стран, в приобщении проживающих за рубежом соотечественников разного возраста к культурной жизни России и состоит главная миссия фестиваля «Генуэзский маяк».
ИСКУССТВО ДЛЯ БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ
Яркой вспышкой в памяти зрителей останется выставка картин московского художника Николая Бондарева и его коллеги из Кишинева Сергея Сулина в старинном демонстрационном зале на виноградниках под Каманьей, а также совместный просмотр фильма Натальи Сергеевны Бондарчук к столетию со дня рождения ее отца – Сергея Фёдоровича Бондарчука, чьи режиссерские работы составляют славу не только отечественного, но и мирового кинематографа. Премьера фильма состоялась в день рождения режиссера – 25 сентября неподалеку от Новопокровской – в Ейске, где провел детство С.Ф. Бондарчук. Посмотреть этот фильм смогут и наши станичники во время следующей «Степной лиры».
Запомнились слушателям отрывки из «Божественной комедии» в эмоциональном исполнении итальянского чтеца Давиде Беккария, а детям из смешанных семей, которые занимаются в учебно-творческом центре при Русском доме, пришелся по душе мастер-класс игры на ударных инструментах – тоже от Давиде. Приобретенные навыки они продемонстрировали родителям на закрытии фестиваля, которое состоялось в Русском доме искусств 7 ноября.
Специально для самых маленьких соотечественников из Генуи художница из Краснодара Кристина Виеру создала серию потрясающих детских рисунков. Малыши пришли в восторг от адресованного им мини-вернисажа, да и взрослые тоже не остались равнодушными к сердечной теплоте, излучаемой этими работами.
В честь пятилетия фестиваля его участники и постоянные зрители награждены дипломами и памятными подарками. И хотя «Генуэзский маяк» пришлось осуществлять в условиях разворачивающегося санитарно-эпидемиологического локдауна, когда правительством Италии вводились жесткие ограничения на количество возможных зрителей, закрывались культурные площадки, на которых фестиваль обычно проходил в прошлые годы, тем не менее организаторам этого творческого форума удалось реализовать практически всю запланированную программу, а соотечественникам – получить удовольствие от уже ставшего традиционным и очень ожидаемого всеми культурного события.
Остается только добавить, что из ежегодного литературно-музыкального праздника за 5 лет своего существования побратимский круг международных фестивалей «Генуэзский маяк» и «Степная лира» превратились в постоянно действующий социально-культурный проект, в рамках которого круглогодично осуществляются разнообразные международные инициативы на благо соотечественников по обе стороны границы.
И. Ковалёва, президент международных фестивалей искусств «Генуэзский маяк» и «Степная лира», посол мира и доброй воли от Каманьи Монферрато.
Фото предоставлены автором.