Листая прошлого страницы

Листая прошлого страницы

Снимки в старинном журнале запечатлели историческое событие осени 1910 года

Недавно мне в руки попало уникальное периодическое издание начала ХХ века – общественно-политический и литературно-художественный журнал «Всемiрная Панорама», который выходил в Петербурге с 1909 по 1918 годы и являлся одним из приложений «Газеты-Копѣйки».

Памяти Л.Н. Толстого

Несколько номеров с пожелтевшими страницами, прошитыми нитками, принес в редакцию заведующий музеем станицы
Калниболотской Владимир Фёдорович Нестерец. Ему этот печатный раритет достался от деда, Петра Платоновича Лещенко, отца матери, который слыл большим любителем чтения книг, выписывал много газет и журналов, но до сегодняшнего дня сохранилась лишь часть его домашней библиотеки, которую унаследовал внук.
Представляя нашему вниманию старинную подшивку «Всемiрной панорамы» и бережно перелистывая страницы уцелевших экземпляров, Владимир Фёдорович остановился на выпуске № 46 за 1910 год, в котором напечатаны статья и фотографии памяти Л.Н. Толстого.
– Этой осенью исполнилось 115 лет со дня смерти Льва Николаевича, вот я и вспомнил про публикацию в журнале, и решил поделиться своей находкой с районкой, – пояснил хранитель музея.
Великий русский писатель, философ и религиозный мыслитель умер 7 ноября (20-го по новому стилю) 1910 года на станции Астапово (Рязанская губерния, Российская империя) от воспаления легких. Несколькими днями ранее, ночью, он тайно покинул родное имение и уехал на поезде, желая закончить жизнь в спокойствии и уединении. В дороге тяжело заболел и вышел на станции Астапово, где его приютил в своем доме начальник станции. Несмотря на усилия врачей, спасти классика русской литературы не удалось. Он скончался в возрасте 82 лет.

Прощались по-светски

Похоронили Льва Толстого в Ясной Поляне. Это были первые в России публичные похороны знаменитого человека, прошедшие не по православному обряду, а как гражданская церемония. Сам писатель, отлученный от церкви, не желал быть погребенным по религиозным обычаям. Проститься с ним пришли тысячи человек: местные крестьяне,  московские студенты, друзья и поклонники творчества, представители государственных органов.
Номер «Всемiрной панорамы», отражающий это печальное событие, проиллюстрирован снимками с похорон Льва Николаевича, на одном из них подпись: «Крестьяне несут впереди гроба кусок белого полотна, на котором чернилами сделана трогательная надпись: «Лев Николаевич! Память о твоем добре не умрет среди нас, осиротевших крестьян Ясной Поляны».   

dsc01473

 

Фотографии Л.Н. Толстого в разные годы его жизни, опубликованные
в    номере
№ 46 журнала «Всемiрная Панорама». / Фото
А. Толстых

Какъ писали до рѣформы

Лев Толстой постоянно находился в духовном поиске, он имел собственное понимание религии и видение социальных проблем, многие его взгляды подвергались осуждению правительством и церковью. Однако это был гений пера и мысли, оказавший огромное влияние на русскую литературу и мировую культуру, оставивший в наследие сотни выдающихся произведений.
Также в номере, посвященном памяти писателя, разместили фотографии, где Лев Николаевич запечатлен в кругу семьи, за работой, за чтением, на прогулке, у яснополянского дома, в момент беседы с крестьянами. Невероятно, как бумажный памятник того далекого времени сохранился до наших дней и может передать дух минувшей эпохи! Несомненно, издание представляет историческую и культурную ценность.
С большим интересом познакомилась я и с другими материалами журнала, сообщавшими о мировых событиях, научных достижениях, техническом прогрессе, великих открытиях ХХ века, жизни выдающихся деятелей культуры, искусства и литературы, юбилеях известных личностей, а также рассказами и стихами. Немало места в издании отводилось фотографиям, рисункам, карикатурам.
Но прежде чем прочесть статьи, пришлось освежить в памяти дореволюционную орфографию, бывшую в употреблении до реформы правописания 1917-1918 годов. Тогда в русском алфавите, помимо 33 нынешних букв, имелись ѣ (ять, читается как «е»), i (и десятеричное, читается как «и»), ѳ (фита, читается как «ф»), ѵ (ижица, читается как «и»), а также широко использовалась на конце слов после согласных буква «ъ» (ер, твердый знак). Но тем увлекательнее было листать старые страницы, изучать их содержание и  ощущать дыхание эпохи, породившей такую великую фигуру, как Лев Толстой.