Запомнить меня

Они строили БАМ, а БАМ создал их

Они строили БАМ, а БАМ создал их

Молодежь страны рвалась на Байкало-Амурскую магистралью. Железная дорога круто изменила маршрут их жизни

Эти ретро-кадры из семейного архива супругов Офицеровых из станицы Новопокровской у многих читателей могут вызвать ностальгию. А сколько еще таких снимков из прошлого и ярких воспоминаний хранят жители района, которые будучи молодыми, наполненными трудовым энтузиазмом и романтикой, устремлялись на стройку века!
В преддверии полувекового юбилея с начала строительства Байкало-Амурской магистрали «Сельская газета» начинает публикацию материалов о бамовцах-земляках.

dsc07577

Любовь и Пётр Офицеровы сыграли на БАМе комсомольскую свадьбу. 1982 год. / Фото из архива семьи Офицеровых

Супруги Офицеровы трудились на строительстве Байкало-Амурской магистрали.
Они родились далеко друг от друга: он – в Забайкалье, она – на Кубани, но судьба сложилась так, что они встретились в столице БАМа, и личная жизнь молодых советских людей стала частью истории большой страны.
Как жили и трудились бамовцы, корреспондентам «СГ» рассказали Пётр Васильевич и Любовь Ивановна Офицеровы. Воспоминания супругов открыли интересные и яркие страницы биографии участников легендарной стройки.
– Я оказалась в сибирской глубинке в 1976 году, – рассказывает Любовь Ивановна, уроженка станицы Новопокровской. – После школы поехала к родственникам в Читинскую область и там получила профессию инженера-строителя. По направлению от учебного заведения прибыла в город Тында Амурской области. Руководила одним из стройучастков Байкало-Амурской магистрали, занималась планированием и организацией строительных работ.
В 1982-м в ряды бамовцев влился и будущий муж. Электрогазо­сварщик по специальности, Пётр Васильевич нашел применение трудовым навыкам в вагонном ремонтном депо станции Тында. А приехал на БАМ по зову сердца из Читинской области.
– Как нашли вы друг друга в многотысячной армии строителей крупнейшей в мире железнодорожной магистрали?
– Родственники познакомили, встречали Новый год в одной компании, – признаются супруги. – В 1982 году сыграли комсомольскую свадьбу. У нас родились двое сыновей, Дмитрий и Евгений. Начинали вить семейное гнездышко в служебной комнате, выделенной стройучастком. Через некоторое время по общей очереди получили квартиру. Стройка БАМа сделала Тынду благоустроенным городом с развитой инфраструктурой. Строители не только прокладывали железную дорогу, но и активно возводили многоквартирные дома для рабочих, школы, детские сады, магазины. На смену вагончикам и металлическим цистернам, служившим в качестве мобильного жилья и торговых точек для первых стройотрядов, пришли стационарные сооружения, высотные здания.
– Тяжело было работать?

«Мы были молоды, полны романтики, энтузиазма и желания принести пользу Родине, поэтому не боялись трудностей»
– В большом коллективе строителей трудились представители разных национальностей со всех союзных республик, чувство товарищества, взаимовыручки помогало достигать общей цели, – отмечают супруги. – Не зря БАМ называли грандиозной стройкой века, трассой дружбы и братства. До сих пор в памяти строчки одной из любимых песен тех времен «Где-то багульник на сопках цветет, Кедры вонзаются в небо... Кажется, будто давно меня ждет Край, где ни разу я не был...»
– Одно время ходили разные разговоры о целесообразности такого дорогостоящего проекта, потребовавшего мобилизации огромных ресурсов. Но я считаю, что Байкало-Амурская магистраль сыграла большую роль в экономическом развитии страны, созданная дорога имела важное логистическое значение, – делится мнением Пётр Васильевич. – Всесоюзная комсомольская стройка стала символом нашего поколения, и нам приятно осознавать свою причастность к событиям такого масштаба, что внесли личный вклад в общее дело. Сейчас, насколько я знаю, идет модернизация БАМа, строят объекты второго этапа, а значит, в современной России история стратегической железнодорожной магистрали продолжается.
Годы добросовестной работы супругов в далеком сибирском краю отмечены государственными наградами. Пётр Васильевич удостоен медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали», знаков «Ударник коммунистического труда», «Ударник одиннадцатой пятилетки», имеет диплом и значок победителя соревнования «Я – хозяин магистрали». У Любови Ивановны много почетных грамот и благодарностей, неоднократно поощрялась премиями.
В 1992 году семья переехала в станицу Новопокровскую. Пётр Васильевич трудился сварщиком в колхозе имени Кирова, потом – на сахарном заводе. Его вторая половинка – бухгалтером в том же хозяйстве. Как и прежде, муж и жена продолжали работать бок о бок. Однажды железная дорога свела будущую чету Офицеровых, а в этом году супруги отметили 41-ю годовщину свадьбы, именуемую в народе железной. Их союз, построенный на взаимопонимании и любви, крепче любого металла.
На заслуженном отдыхе пенсионеры не скучают: держат личное подсобное хозяйство, возделывают огород, помогают детям, радуются общению с внуками. Любовь Ивановна и Пётр Васильевич – доброжелательные, гостеприимные, трудолюбивые и отзывчивые люди. Они с теплой ностальгией вспоминают БАМ, место судьбоносной встречи, навсегда оставшееся в сердце. И без лишней скромности можно сказать, что имена новопокровчан и других жителей района, участвовавших в стройке века, вписаны в историю нашей великой страны.

В тему
В 1974 году в ходе исполнения принятого Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.07.1974 № 561 «О строительстве Байкало-Амурской магистрали» на востоке страны развернули строительство железнодорожной магистрали от Байкала до Амура протяженностью 3 200 км.
По масштабу и объему работ строительство Байкало-Амурской магистрали назвали «Стройкой века». В ней участвовала вся страна.
Стройка заняла более 12 лет, а один из самых сложных участков магистрали – Северомуйский тоннель – ввели в эксплуатацию только в 2003 году.
Сегодня Байкало-Амурская магистраль пересекает всю Восточную Сибирь и Дальний Восток России. Ее общая длина – 4 324 км. Трасса пересекает 11 рек, 7 горных участков. В разные годы на всем протяжении БАМа построено 8 тоннелей, 142 моста, более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков.

 

Joomla SEF URLs by Artio