Как станичники ходили в дальние походы.
В любимый праздник моряков всех поколений дорогие сердцу бескозырки и тельняшки наденут мужчины, в разные годы призванные в надводные и подводные силы ВМФ.
Среди ильинцев немало моряков Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов, Каспийской флотилии. Сложную и почетную службу несли подводники.
Николай Иванович Заварзин принял присягу 29 июня 1968 года. Служил на дизельной подводной лодке торпедистом. Получил звание старшины первой статьи. Участвовал в походах по Черному морю. Награжден нагрудным знаком «Отличник ВМФ», жетоном «За дальний поход», грамотой за отличные успехи в боевой и политической подготовке, примерную дисциплину и безупречную службу в рядах Вооруженных сил СССР, похвальной грамотой, юбилейной медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Внесен в Книгу Почета воинской части.
После службы трудился в колхозе «За мир», участвовал в спортивной жизни станицы, играл в футбольной команде на позиции вратаря. Много лет проработал на кирпичном заводе.
Михаил Иванович Криулин служил в городе Балаклава на юго-западе Крыма, на подводной лодке № 379 в должности дизелиста. Старший матрос удостоен нагрудных знаков «Отличник ВМФ», «Специалист 1-го класса». Награжден жетоном «За дальний поход» и грамотами. После службы работал механизатором в колхозе «За мир».
Андрей Анатольевич Луговой проходил срочную службу с ноября 1980-го по ноябрь 1983-й годы на подводной лодке № 379.
– Я и Миша Криулин ходили в Черном море, до пролива Босфор, в территориальных водах Грузии, Турции, Болгарии, Румынии, несли боевые дежурства, – вспоминает бывший моряк. – Походы были секретными. Погружались на глубину до 150 метров. Скорость движения в надводном положении составляла 14 узлов, подводном – семь. База располагалась в Балаклаве. На вооружении подлодки находилось шесть торпед в торпедных аппаратах, столько же – на стеллажах в отсеке.
– Однажды ночью во время похода в чужих водах в дизельном отсеке подлодки произошла авария, – рассказывает Андрей Луговой. – На заглушке выхлопной трубы одного из дизелей выдавило резинку. Начала поступать вода, которую не успевали откачивать. Командир капитан 2-го ранга Михаил Юрьевич Горишний приказал всплывать. Меня отправили ремонтировать повреждения. С задачей справился быстро. После этого случая мне предоставили отпуск на десять суток.
В 2018 году я вместе с женой ездил в Балаклаву и Севастополь. Сейчас там курортная зона, музей. Ранее закрытый военный город обрел новый, красивый облик.
После службы Андрей Луговой работал водителем, секретарем комитета ВЛКСМ, заведующим СТФ, зерновым складом колхоза «За мир». В настоящее время занимается фермерством.
Все ильинцы-подводники иногда шутят: «Мы, в отличие от других военнослужащих, отмечаем свой праздник трижды: 23 февраля – День Советской армии и Военно-Морского Флота, 19 марта – День подводника и 31 июля – День Военно-Морского Флота России».
А. Грибанов, заведующий ильинским историческим музеем.