Запомнить меня

Как заложить прочный фундамент здоровых отношений ребенка с финансами

Как заложить прочный фундамент здоровых отношений ребенка с финансами


Дети и деньги. С какого возраста необходимо начинать финансовое воспитание? Сколько давать на карманные расходы? Нужно ли платить за хорошие оценки? Советами с родителями делится Александра Геннадьевна Астафьева, педагог-психолог СОШ № 16 станицы Ильинской.

Не самоцель, а ресурс

Для маленького человека деньги – это волшебное средство, помогающее превратить желания в реальность. Задача каждого родителя – научить ребенка правильному отношению к деньгам и скорректировать, при необходимости,  свое финансовое поведение.  
Деньги не должны быть самоцелью. Занимаясь любимым делом, развиваясь в нем, люди попутно улучшают свое финансовое положение, что, в свою очередь, дает им возможность двигаться дальше.
Деньги – это ресурс, простой ресурс, как кирпич, необходимый при строительстве дома. Без него дом не будет построен, но и кирпич не может быть самоцелью, самоцель здесь – дом. Это понимание необходимо не просто донести до сознания ребенка, это должно стать одной из жизненных установок счастливой личности.
С раннего возраста необходимо прививать ребенку навыки рационального распоряжения деньгами.

Личный пример

Личный пример – один из лучших способов научить ребенка обращаться с деньгами. Пусть он видит, как вы распределяете зарплату по статьям расходов и ведете бюджет – оплачиваете коммуналку, выделяете определенную сумму на продукты и одежду. Также объясняйте ему механизм покупки дорогих вещей и техники через кредитование или сбережения.

Что в кармане?

В первое время дети получают карманные деньги просто так. Но чем старше становится ребенок, тем яснее он должен понимать: финансирование – это не безусловное право, а, скорее, возможность, которая во многом зависит от самого ребенка.
Например, ваш школьник может начинать каждую неделю с нулевым балансом и зарабатывать карманные деньги к выходным. Заработком может быть плата за помощь по дому, но только ту, что выходит за рамки стандартных детских обязанностей. Уборка в своей комнате не оплачивается, но, если ребенок наведет порядок на кухне или в ванной, он заработает дополнительные 50–100 рублей.
Ключевой смысл карманных денег заключается в том, чтобы научить ребенка распоряжаться финансами – планировать траты, выбирая первоочередные и второстепенные, создавать накопления.

Выдавайте наличку регулярно

Один из лучших способов научить вести бюджет – давать карманные деньги не ежедневно, а еженедельно, в случае подростков – ежемесячно. Получив определенную сумму на неделю вперед, школьник должен будет самостоятельно расставить приоритеты, распределив деньги так, чтобы их хватило на основные потребности – и на оплату школьных обедов, и на мелкие радости.

Ошибки – это опыт

Не нервничайте, если окажется, что ребенок потратил бюджет слишком рано. Дети только учатся обращению с деньгами, поэтому не застрахованы от ошибок. Главное – не добавлять финансов сверх того, что уже было выделено. За пару безденежных дней ничего плохого не произойдет, зато это станет хорошим уроком.
Разрешите детям учиться на своих ошибках. Например, если ваш ребенок потратил на ерунду деньги, которые хотел отложить на какую-то важную покупку, не ругайте его. Посчитайте вместе с ним, насколько дольше ему придется копить. Наведите его на правильные выводы. Пусть он наиграется с бесполезными тратами в детстве, в будущем это поможет ему избежать финансовых проблем.

Сбережения на мечту

Сбережения – это тоже крайне важный пункт. Каждый ребенок мечтает о той или иной дорогой игрушке: телефоне, велосипеде, футбольном мяче. На примере сбережений можно объяснить ребенку, как достичь мечты и как можно ускорить это достижение, если начать экономить. Ребенок должен понимать, какие статьи расходов заключены в тех 100 рублях, которые вы ему выделили, и тогда деньги станут для него прикладным инструментом, а не малопонятными фантиками.

Доверяйте детям покупки

Когда ребенок накопил, например, на игрушку, дайте ему возможность самому ее оплатить. Он будет гордиться тем, что самостоятельно достиг цели, и запомнит это чувство на всю жизнь.
Уже со школьного возраста детям можно доверять покупки в магазине по списку от родителей. Приучайте их быть разумными и внимательными, сравнивать цены и экономить – но не в ущерб качеству. Сначала это стоит делать в присутствии мамы или папы, а затем и самостоятельно.
Поиграйте в «придирчивого покупателя»: изучите с ребенком предложения разных магазинов, сравните спелость фруктов, свежесть овощей, вес йогуртов и состав пирожных. Покажите, что похожие вещи могут стоить по-разному, и научите выбирать хорошие товары по оптимальной цене.

Финансовые инструменты

Дети видят, как вы покупаете что-то онлайн, и у них создается впечатление, что можно получить все что угодно и когда угодно, не тратя реальных денег. Чтобы предотвратить это, расскажите им о системе банков и банковских карт. Объясните, что деньги, которые вы зарабатываете, автоматически поступают на ваш счет.
Более взрослым детям можете рассказать о вычете налогов. Не забудьте объяснить, что деньги, которые вы снимаете в банкомате, списываются с этого счета. Покажите им выписку по карте, чтобы они увидели, как за месяц накапливаются расходы.

Контроль расходов

Родители должны ненавязчиво контролировать расходы ребенка, советовать, на что лучше потратить деньги, но ребенок сам должен принимать решения. Полный диктат со стороны взрослых тормозит развитие самостоятельности у детей.

Поощрение рублем

Многие родители выбирают легкий и быстрый путь для достижения ребенком успехов в учебе, поведении, помощи по дому. Хорошо выполнил задание – получи деньги.
Карманные деньги и оценки – это совсем разные категории, не нужно их смешивать. Не стоит платить деньги за хорошие оценки и «штрафовать» за неуспеваемость. Лучше честно объяснить ребенку, зачем нужно хорошо учиться и что это, в первую очередь, его интерес, его вклад в успешное будущее. Также, если платить ребенку за оценки, у него может выработаться убеждение, что хорошая учеба – гарантия финансового благополучия. Но это не так: отличная учеба совсем не гарантирует, что ты станешь финансово независимым человеком (и даже найдешь высокооплачиваемую работу). Не стоит воспитывать ложные ожидания от жизни, тогда не будет и лишних разочарований.
Не позиционируйте выдачу карманных денег как подарок. Это не подарок на день рождения, на праздник, в счет еще чего-то. Это ситуация наделения ребенка как равного члена семьи определенной долей семейного капитала и ответственности за это.
Доверяйте своим детям, воспитывайте их, и тогда ваша старость будет счастливой.

Мнения
Алина Сергеевна П.

– Я выдаю своему сыну карманные деньги, которые он может потратить по своему усмотрению. Как правило, это небольшая сумма на мелкие расходы, перекус после уроков. Ребенок не отчитывается о покупках, но прислушивается к моим советам насчет полезных и вредных продуктов. Также знаю, что он иногда подкармливает за свои деньги бездомных собак и кошек.
А бывает, что у меня в кошельке просто нет наличных – привыкла расплачиваться картой, бумажные банкноты снимаю редко, и тогда выручает наличие у сына «пластика». Он может со своей карты снимать деньги или оплачивать покупки в магазинах. К слову, моему ребенку нравится самостоятельно совершать покупки, в том числе онлайн. При этом он обращает внимание на цены, выбирает наилучшее соотношение стоимости товара и качества, чтобы не попасть в ловушку рекламы.

Ирина С.:

–  Сейчас у многих принято дарить на дни рождения деньги, в том числе детям. Моей дочери тоже нравится, когда ей вручают конвертики, содержимое которых она может потратить на приобретение какой-то вещи, о которой давно мечтала. Если чуть не хватит, будет копить дальше. Она с умом тратит деньги, на всякую ерунду не спустит. Дома мы обсуждаем материальные вопросы, планируем  семейные расходы, и ребенок учится разумно относиться к финансам.
Старший сын у меня подрабатывал на каникулах, и этот опыт показал, что деньги, заработанные собственным трудом, тратятся более продуманно, чем те, которые дали родители. Он уже знает ценность денег.
Я считаю, что детей нужно с раннего возраста приучать правильно  распоряжаться финансами, избегать стихийных покупок, не потакать всем детским «хочу», объяснять, что маме с папой деньги не с небес сыплются.


 

Joomla SEF URLs by Artio