за гранью детских мечтаний
Бывая на многих проф-ориентационных мероприятиях, общаясь со старшеклассниками, я сделала вывод, что на протяжении нескольких лет выпускники школ практически не выбирают профессии, связанные с работой в сельском хозяйстве, несмотря на достаточно высокую потребность в квалифицированных кадрах. В группу наименее престижных профессий у ребят входят: агроном, ветеринар, доярка, механизатор.
Более высокий престиж имеют: предприниматель, страховой агент, творческий работник, парикмахер, автомеханик, инженер, электрогазосварщик. А к элитной группе учащиеся относят такие профессии, как стоматолог, юрист, экономист, программист, менеджер, журналист, государственные служащие.
И если провести анализ, то можно сказать, что при выборе специальности многие школьники ориентируются прежде всего на внешние, поверхностные признаки профессии: престижность и широкое распространение, комфортность условий труда, высокая зарплата.
Ещё раз мы в этом смогли убедиться, побывав на финальном этапе конкурса «Я рисую профессию», проводимом специалистами Центра занятости среди школ Ильинского сельского поселения. Девятиклассникам предстояло нарисовать будущую профессию, а затем защитить свой рисунок рассказав о том, чем нравится эта специальность и почему они хотят её выбрать.
На мероприятие были приглашены заместитель директора по внеучебной работе Кропоткинского филиала Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента И.Р. Цымбалюк, преподаватель Новопокровского филиала Кропоткинского юридического техникума О.М. Новикова, заслуженный учитель Кубани Е.М. Дыбова, инспектор ОПДН по Новопокровскому району Д.А. Сухаревский и координатор по работе с молодёжью администрации МО Новопокровский район Е. Соколова.
Рисунки, отобранные в финал конкурса, были самыми разнообразными. А вот представленные на них профессии, честно говоря, несколько разочаровали. В основном это были врачи, милиционеры, артисты, капитаны современных лайнеров, учителя. Нет, разочаровали не потому, что дети мечтают стать высококлассными специалистами в этих областях, а потому, что не увидели мы ни одного рисунка рабочей профессии. И механизаторы, и токари-слесари, и швеи, и повара – все они остались за гранью детских мечтаний. А ведь конечный смысл профориентационной работы в школе состоит не только в том, чтобы реализовать личные потребности человека, но и учесть потребности общества, умение трудиться. Ведь как говорил всемирно известный американский изобретатель Томас Эдисон: «Успех в любом деле – это 10 процентов везения и 90 – потения».
На фоне других рисунков выделялся один, на котором была изображена пожарная машина с пожарными. Её нарисовал учащийся 9 класса МОУ СОШ № 16 Иван Першин. Мы спросили, почему ему нравится профессия пожарного?
- Я с самого детства мечтаю стать пожарным, - рассказывает он. - Мне не страшен огонь и я готов спасать людей. В школе у меня любимый предмет – химия. Для этой профессии она просто необходима: нужно знать множество реагентов, чтобы составленными из них смесями тушить огонь.
Очень люблю смотреть документальные и художественные фильмы этой тематики.
- Иван, неужели у тебя в классе нет друзей, которые бы мечтали стать механизаторами, агрономами, водителями?
- Почему же, конечно, есть, - отвечает он.
- После окончания мероприятия сможешь подвести их к нам, просто пообщаться?
- Попробую...
Но, к сожалению, по завершении конкурса ребята умчались домой...
Что стало причиной нежелания рассказать о своём видении будущего профессионального пути? Возможно, излишняя скромность, занятость дополнительными занятиями или домашними делами. Может, причина более банальная – стереотип многих взрослых, которые в своё время слышали от родителей: «Не будешь хорошо учиться в школе, пойдёшь в ПТУ», а теперь продолжающих «пугать» этим своих детей. А сегодняшняя ситуация на рынке труда диктует свои условия: переизбыток «белых воротничков» и острая нехватка рабочих профессий. Но не желает молодёжь трудиться руками, несмотря на то, что практически в любой организации можно найти стенд с объявлениями «Требуются...Требуются... Требуются» и заработная плата зачастую на порядок выше, чем у «конторских» служащих. И Центр занятости предлагает множество вакансий, разработанных программ в помощь молодым специалистам, льготное переобучение и обучение. Нашлись бы желающие.
И. Машенцева.