«Трасса мужества», «Всенародная стройка» – такими и многими другими эпитетами газеты 70-х и 80-х годов прошлого века награждали Байкало-Амурскую магистраль. Сейчас уже не каждый человек младше 30 лет знает, что это за аббревиатура БАМ. Однако в те времена о железной дороге, проходившей через Восточную Сибирь и Дальний Восток России, знала вся молодежь Советского
Союза.
Вслед за заключенными ГУЛАГа в 1974 году строительство стратегического объекта протяженностью более четырех тысяч километров продолжили комсомольцы.
Юный искатель приключений
Анатолий Андреевич Андриянов, родившийся в 1957 году в деревне Покровка Омской области, будучи 17-летним, случайно оказался на стройке магистрали и остался там на всю трудовую жизнь. Выучившись на тракториста, он перед службой в советской армии отправился погостить к родственникам в Красноярск. Отец Анатолия перед поездкой спросил, уж не на БАМ ли он собрался? Но юноша был уверен, что стройка уже закончена и работу там не найдет.
В поезде он познакомился с ребятами-геологами из Ленинграда, у которых отстал по дороге повар. Они ехали проводить проектные изыскания территории будущей стройки и предложили Анатолию поехать с ними в качестве повара в поселок Тындинский, ставший позднее городом Тында. Так, без билета, в составе группы и не известив родных, юный искатель приключений попал на комсомольскую стройку. Лишь спустя месяц жизни в поселке, наткнувшись случайно на плакаты, он сообщил родным, что попал на БАМ.
Рвался на службу в армию
Бытовые условия на стройке в вечной мерзлоте были не для слабых духом людей. Они жили в палатках на сорок человек, топили буржуйки дровами и работали. Когда в Тындинском появился штаб ЦК ВЛКСМ на БАМе, Анатолий обратился туда за помощью в трудоустройстве, так как по молодости лет его никуда не брали. Получив путевку в мехколонну-94, он приступил к трудовой деятельности в должности слесаря. Началась взрослая жизнь рабочего. Деньги платили хорошие, только тратить их было некуда. Автомобиль в дальнейшем он получил по очереди бесплатно.
Комсомольцы-строители БАМа призывного возраста имели льготу – не призывались на службу в армию. Но Анатолий считал это позором и настаивал на прохождении службы. Отучившись заочно в Читинском строительном техникуме, он рвался отдать долг Родине. Когда его все же призвали, два года служил в авиации. После «учебки» ШМАС (школа авиационных специалистов) в городе Рубцовске Алтайского края непродолжительное время преподавал конструкцию самолета и двигателя в этой же «учебке». Затем был переведен для дальнейшей службы в город Оренбург, в летное училище. Здесь Анатолий встретил ту самую девушку, которая согласилась поехать за ним после демобилизации в тайгу, на БАМ.
Во время службы в армии Анатолий Андриянов встретил ту самую девушку, которая согласилась поехать за ним после демобилизации в тайгу, на БАМ.
Радости и сложности таежной жизни
С Любовью Александровной они вместе 45 лет. Весь нелегкий путь они прошли вместе. Анатолия Андреевича судьба продолжала испытывать Байкало-Амурской магистралью. С годами совместной жизни слесарь перерастал в водителя самосвала, автокрановщика, водителя 120-тонного тягача, мастера, прораба, инженера, главного инженера и руководителя строительной организации.
Получив путевку в мехколонну-94, Анатолий Андриянов приступил к трудовой деятельности в должности слесаря.
Фотографии с оленями часто можно было увидеть в альбомах строителей БАМа.
Официально строительство магистрали завершено в 1984 году, но работа продолжалась еще долго. Строили автомобильные дороги, станции, осваивали уникальные территории.
Лишь в 2011 году Анатолий Андреевич вышел на пенсию. В условиях вечной мерзлоты, в 50-градусные морозы, в бытовках без воды и коммунальных удобств рождены его дети. По пути следования строящейся трассы в Амурской области в поселке Хорогочи родился сын Павел. Пять лет спустя, в Читинской области, в Новой Чаре, дочь Ксения. Жена стойко переносила все трудности жизни в глухой тайге. Беззаветная любовь и поддержка служили опорой семьи.
Строитель обустраивает свое подворье
Выросшие дети от отца получили тягу к путешествиям. Сын – строитель, возводил объекты на Дальнем Востоке, в Якутии, на Камчатке, немного жил и работал в Новой Зеландии. Дочь окончила Оренбургский университет, затем МГУ, художница, много лет жила и работала в Индии.
Уже 13 лет станица Новопокровская стала домом для Анатолия Андреевича и Любови Александровны. Теперь строитель БАМа обустраивает собственное подворье, возится в саду и огороде, путешествует с женой по Краснодарскому краю. Сложная, интересная и местами трагичная судьба человека, через которую лентой пролегла стройка всей жизни.
Супруги Анатолий и Любовь Андрияновы с сыном Павлом.
Фото из семейного архива семьи Андрияновых