Рынок платных медицинских услуг разнообразен.
По данным аналитиков PwC, объем рынка коммерческой медицины в России в 2020 году вырос до 811 млрд рублей, а уже к 2025 годупредполагается, что он превысит триллион рублей.
Медицинская организация, которая дорожит своей репутацией, постоянно стремится повышать качество услуг и сервиса обслуживания, а соответственно каждый человек, обращаясь за медицинской услугой, желает получить качественно оказанную помощь, без каких-либо негативных последствий для своего здоровья.
Предоставление платных медицинских услуг осуществляется при обязательном наличии у медицинского учреждения лицензии на каждый вид деятельности (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Медицинская услуга специфична, не все граждане обладают хотя бы минимальными медицинскими знаниями, поэтому не могут в полной мере оценить правильность назначенного лечения.
О том, что пациенту поставлен неверный диагноз или назначенно неверное лечение, может дать заключение только медицинская экспертиза, когда уже причинен вред здоровью, пациент понес психофизические, нравственные страдания, а также материальные затраты, вызванные таким повреждением.
В данной статье мы расскажем, какие виды ответственности могут быть применены к медицинской организации, оказавшей некачественно медицинскую услугу.
В последнее время значительно возросло количество исковых заявлений, содержащих наряду с требованием возмещения материального ущерба, причиненного некачественным оказанием медицинской помощи, требование о компенсации морального вреда (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Пострадавшему может быть возмещен утраченный им заработок, затраты на лечение и иные дополнительные расходы (на дополнительное питание, приобретение препаратов, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение и др.).
Моральный вред причиненный человеку, заключается в невозможности продолжить им активную общественную жизнь, лишении работы, раскрытии врачебной тайны. Судебная практика показывает, что чаще всего взыскание морального вреда удовлетворяется, но, как правило, в меньшем объеме, чем требует пострадавший. Как правило, требования возмещения материального и морального вреда объединяются в одном исковом заявлении.
Вот конкретный пример из жизни: гражданка К. обратилась в суд с иском к лечебному учреждению о компенсации морального вреда в размере 300 000 руб. В основании иска она указала, что, находясь на стационарном лечении, ей оказывалась медицинская помощь по полису обязательного медицинского страхования. Медсестрой отделения ей был введен внутривенный укол. Во время инъекции она почувствовала сильную боль, так как лекарство попало под кожу. В результате оказания некачественной медицинской помощи ей был поставлен диагноз — некроз подкожно-жировой клетчатки. По ее заявлению внештатным врачом-экспертом проведена внеплановая экспертиза качества медицинской помощи, и было установлено, что действительно после внутривенного введения раствора возник некроз подкожно-жировой клетчатки. Тем самым вина медицинского учреждения в причинении вреда здоровью истицы была установлена.
Суд пришел к выводу, что требование истицы о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению частично в сумме 30 000 руб. Касаясь оценки морального вреда, суд всегда учитывает фактические обстоятельства, свидетельствующие о тяжести перенесенных пациентом страданий.
Имущественная ответственность за платную некачественно выполненную услугу предусмотрена также статьей 14 Закона «О защите прав потребителей» за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги). Но стоит отметить, что компенсация возмещается исполнителем медицинских услуг, только в случае, если будет доказана его вина, а бремя доказывания обстоятельств, освобождающих его от ответственности лежит именно на нем. От пострадавшей стороны достаточно заявления в суд и подтверждающих медицинских документов, в том числе договор оказания платных медицинских услуг.
Важно заметить, что к исполнителю медицинских услуг может быть применена не только гражданско-правовая ответственность. Возможно привлечение к уголовной и административной ответственности.
В соответствии со статьей 238 УК РФ, уголовная ответственность наступит при оказании услуг, которые не будут отвечать требованиям безопасности жизни или здоровью потребителей
В соответствии со статьей 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административная ответственность наступает за оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок выполнения работ либо оказания населению услуг.
В настоящее время достаточно сложным является правовое регулирование отношений, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи. Это связано с тем, что не все медицинские работники, а пациенты тем более достаточно знают и применяют нормы права в области охраны здоровья, что и является предпосылкой ненадлежащего оказания медицинской помощи:
- право на согласие и отказ от медицинского вмешательства;
- право на информацию о состоянии здоровья;
- право на сохранение врачебной тайны и т. д.
Росздравнадзором с привлечением аттестованных экспертов в 2020 г. проведено 5 110 внеплановых проверок медицинских организаций 81 субъекта РФ по случаям оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией с летальными исходами. По результатам проверок территориальными органами Росздравнадзора выдано 3 628 предписаний оказание медицинской помощи ненадлежащего качества в 77 субъектах Российской Федерации.
Согласно отчета Министерства здравоохранения РФ в 2020 году в условиях нестабильной эпидемиологической ситуации проведено 16 714 контрольных мероприятий. Из них 3 509 проверок медорганизаций по вопросам доступности медицинской помощи, обеспеченности лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в 2459 проверках (70,1% от числа проведенных) выявлены нарушения.