«Пей до дна!»
На расширенном заседании антинаркотической комиссии Краснодарского края, состоявшейся 14 июля текущего года, Новопокровский район был назван в числе тех, где показатель распространенности алкоголизма выше среднекраевого – 1418,9 на 100 тысяч населения против 1180,4.
Попробуем посмотреть на проблему со всех сторон. Что мы имеем и чем нам такое пагубное увлечение грозит в дальнейшем, если проблему не решим?
Об уровне алкоголизации общества судят прежде всего по количеству лиц, состоящих на учете в наркологическом учреждении. Сегодня в районе наблюдается рост числа зарегистрированных больных алкоголизмом. По данным, представленным врачом-наркологом М.В. Махониной, в настоящий момент на учете состоят 638 человек, в том числе 84 женщины. В первом полугодии текущего года впервые взяты на контроль 19 человек, а снято по выздоровлению 30, 12 – по причине смерти.
Можно ли судить о степени распространенности алкоголизма в районе только по вышеупомянутым цифрам? Скорее всего, нет. Например, как можно подсчитать людей, подверженных бытовому пьянству или употребляющих алкогольные напитки эпизодически. Не стану утверждать, но, думаю, как минимум, каждый третий-четвертый прикладывается к рюмочке с водкой по случаю памятного события, плохого настроения (да что уж там, у нас «красных дат в календаре» – 300 штук в году и прибавьте ещё семейные праздники, юбилеи и события друзей). А у россиян застолья не приняты без «беленькой».
Обосную свои выводы. По данным райпотребсоюза, за шесть месяцев 2011 года в Новопокровском районе реализовано 8257 литров водки, 10823 — вина, 86324 – пива, 211 — коньяка, 573 — шампанского. Получается, что на каждого жителя, включая детей, приходится в среднем по три литра различных алкогольных напитков, а за год – приблизительно шесть.
Помимо официальной торговли активную подпольную деятельность ведут частники, изготавливая самогон, или ещё проще – разбавленный спирт, закупоренный в бутылки.
{mospagebreak title=Спасители-опохмелители}
Спасители-опохмелители
В сельской местности проблема самогоноварения стоит очень остро. Точек, где его можно купить, а то и взять в долг в любое время суток, достаточно много. Самогонщики не делают себе рекламу, но об их нелегальном бизнесе знают те, кому позарез нужен «магарыч». В основном самогон «гонят» бабушки, которые в деле наживы не брезгуют деньгами, заработанными на чьих-то слезах и горе.
Не волнует их и здоровье клиентов, которые пьют не всегда доброкачественный продукт, их мало волнует и то, что большинство из покупателей, остограммившись, совершают «подвиги», чтобы попасть в полицейскую хронику.
И совсем не важно знать бабушке, что в состоянии алкогольного опьянения муж избил жену, а женщина забыла о родительском долге. Не важно все, лишь бы у самой были деньги на хлеб с маслом.
- И хотя все знают адреса самогонщиков, официально ликвидировать точку достаточно сложно, - говорит старший инспектор по исполнению административного законодательства отдела МВД России по Новопокровскому району С.С. Баранов. - Сотрудники полиции проводят мероприятия по выявлению и пресечению незаконной реализации спирта и спиртосодержащей жидкости, а также самогона. Но выявление данных правонарушителей невозможно без содействия жителей района. Дело в том, что для установления факта реализации в деле должны участвовать только конкретные покупатели, а не подставные лица. Допустим, из калитки предполагаемого самогонщика выходит человек, за пазухой которого бутылка с содержащейся в ней жидкостью, похожей на спирт. У него нужно взять письменное объяснение о том, у кого он приобрел алкоголь. На основании этого уже и составляется протокол. Однако желающих «подставить» своего спасителя-опохмелителя немного.
Да и желающих собственноручно написать заявление в полицию по поводу соседа, приторговывающего «левой» водкой или самогоном, находится все меньше.
Что это – безразличие к судьбе нации или страх за свою жизнь?
При всех трудностях полиция тем не менее пытается бороться с самогоноварением. С начала текущего года было выписано 12 протоколов за реализацию алкогольной продукции (самогон, разбавленный спирт). На граждан, торгующих самопальной водкой или самогоном, наложено штрафов на общую сумму 18 тысяч рублей. Возбуждено три уголовных дела по факту сбыта алкогольной продукции. Изъято и уничтожено около 100 литров алкогольной жидкости.
Но «суровые» меры привлеченных к административной ответственности людей не особо пугают (1,5 тысячи рублей штрафа, которые они, согласно протоколу оплатили, не сильно бьют по карману). Видимо, надо вводить более жесткие карательные меры. Как раньше. Общество довольно строго относилось к пьянству. Например, за самогоноварение в России предусматривалась каторга. Людей, умерших с перепоя, запрещено было отпевать и хоронить на освященной земле, их закапывали где-то за оградой кладбищ, на отшибе. Государство жестко контролировало нелегальный спирт. Очень развито было общественное сознание, и народ сам докладывал городовому, если кто-то в их околотке спаивал соседей, втайне «толкая» им приготовленное дома зелье. В послевоенные годы в селах регулярно «трусили водку». И самогонщиков сажали в тюрьму. Во времена Брежнева за самогоноварение также наказывали лишением свободы: от одного до двух лет – за изготовление и от одного до трех лет – за сбыт.
{mospagebreak title=Пьяному море по колено}
Пьяному море по колено
В прошлом году в отделении «Скорой помощи» зарегистрировано 620 случаев выезда фельдшеров по вызовам для оказания медпомощи при алкогольном опьянении, абсенентных синдромах. Это лишь те, кто не сумел самостоятельно справиться с «птичьей» болезнью, именуемой в народе – «перепелом».
Есть и другая статистика. В прошлом году в районе умерли 45 человек трудоспособного возраста от алкогольных кардиомиопатии, цирроза печени, острых алкогольных отравлений
В прошлом году в наркологическое отделение МБУЗ «Центральная районная больница» сотрудниками полиции доставлено 540 задержанных по подозрению алкогольного опьянения, большинство анализов подтвердило наличие алкоголя в крови.