Первая церковь
Первую церковь – Рождества Пресвятой Богородицы в селении Новопокровском построили в 1833 году с одним престолом – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Отопления в церкви не предусмотрели, и зимой там было холодно. Но даже в лютый мороз на богослужениях собиралось много прихожан. В 1856-м ее посещали регулярно 3344 мужчины и 3265 женщин. Здание церкви было деревянным, как и остальные строения, принадлежащие церкви. Храм неоднократно ремонтировали. Но по-прежнему стены так и оставались деревянными, крыша металлической, а фундамент из камня. Из дерева построили и колокольню.
Служили в Богородицкой церкви два священника и три псаломщика. Для церкви вначале отвели 198 десятин (десятина составляет 1,09 гектара, прим. И. Бойко), позже, в 1874 году, добавили еще 60 десятин. У священников было по 40 с половиной, у дьякона – 27, а у псаломщиков – по 13 с половиной десятин земли. Предназначалась она для хлебопашества. Земельные угодья располагались на удобном месте и отличались плодородием. За счет использования земли церковь получала немало средств на ее содержание. В 1916-м, например, доход от земли составил 675 рублей, а всего доходов было получено 5000 рублей. Из них на жалованье потрачено в 1916 году 412 рублей 90 копеек. 1000 рублей хранились в отделении Екатеринодарского Государственного банка.
Богородицкая церковь с начала ее деятельности стала центром просвещения. Здесь находились наиболее образованные станичники. Они давали разъяснения по всем житейским вопросам, обучали Закону Божьему, грамоте. В церковной библиотеке имелось около 100 томов книг, «предназначенных для чтения».
Церкви принадлежали в 1917 году две школы. Одна из них – приходская – построена из дерева в 1893 году. Крышу покрыли железом. Вторая школа располагалась тоже в деревянном здании, купленном в 1904 году. К приходу церкви относилась также одна школа Министерства просвещения, в которой священники преподавали Закон Божий.
В честь Святого Николая
В 1855 году в станице Новопокровской была построена Николаевская церковь с престолом во имя Святого Николая Чудотворца. Здание ее было деревянным на каменном фундаменте и с каменною трапезной (ее пристроили позже). Вокруг церкви была сооружена железная ограда на каменном фундаменте и каменных столбах. Вначале церковь была кладбищенской, так как в ней только отпевали усопших (позже начали проводить все обряды).
Для содержания членов причта имелось 135 десятин земли для хлебопашества. Земля располагалась в семи верстах от церкви. Приносила она немалый доход (в 1916-м – 1800 рублей). Кроме того, для содержания церкви выделялось 300 десятин земли. Этой церкви принадлежали три деревянных дома.
В 1917 году в ее штате были два священника, дьякон и два псаломщика. Посещали ее постоянно 675 казачьих семей и 12 иногородних. Всего 5809 душ.
В церковно-приходской школе обучались 36 мальчиков и 28 девочек. На содержание школы церковь выделяла в год 72 рубля. Здание этой школы сохранилось до сих пор. Расположено оно с южной стороны бывшего здания санэпидстанции. После прекращения деятельности школы в ней был дом пионеров, интернат, а затем – две квартиры. В ограде церкви были похоронены уважаемые люди станицы. Там похоронен и умерший от тифа в декабре 1919 года двоюродный брат А.И. Кулабухова полковой адъютант первого Кавказского полка Владимир Николаевич Кулабухов, известный своей удалью и храбростью, награжденный за участие в Первой мировой войне орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
Свои воспоминания о службе в храмах станицы оставил в «Очерках о станице Новопокровской» наш замечательный краевед, бывший учитель истории средней школы № 1 В.У. Самохвалов: «В начале ХХ века духовенство станицы стало завозить в Новопокровскую чудотворные иконы. Встречу этим иконам устраивали колокольным звоном в церквах и пением певчих. Иконы несли священнослужители от железнодорожной станции через Пирожков мост и далее по улице Красной (ныне – улица Ленина, прим. И. Бойко) при большом стечении станичников. Увидев иконы, молящиеся становились на колени. Для жителей Новопокровской такие дни были большими праздниками».
В.У. Самохвалов вспоминал также, что в годы его детства в станицу часто приезжал архиерей с миссионерами. Они вели работу по искоренению сектанства. Благодаря их воздействию и работе с населением местных священников к семнадцатому году иноверцев в станице осталось немного (в 1856 году их значилось 419, в 1917-м – 79).
Прихожане Николаевской и Богородицкой церквей соперничали по красоте храмов, их убранству и числу верующих. В приходе Богородицкой церкви на 1 января 1917 года было 3105 мужчин и 3320 женщин, в приходе Николаевской – 2845 женщин и 2934 мужчины. Оба храма отличались редкой красотой. Но у Николаевского храма оказался красивее колокольный звон. В.У. Самохвалов вспоминал о нем так: «В этой церкви колокола были новые, и звон их приятный – «малиновый». Рассказывали, что при отливке колоколов для Николаевской церкви в сплав добавили много серебра. Прихожане Николаевской церкви, услышав звон Богородицкой церкви, иной раз шутили: «Зазвонили разбитые горшки». Православные гордились своим храмом и вносили на его содержание значительные средства. Но и храм Рождества Пресвятой Богородицы не бедствовал. И колокола были чудесные, и убранство, и служба там проходила великолепно.