19 февраля нынешнего года Владимир Путин провел Совет по межнациональным отношениям. Одной из ключевых тем заседания стали уроки истории Отечества в средних школах.
Глава государства выступил за создание единых учебников по истории России, в которых бы школьникам наглядно показывалось, что судьба страны создавалась единением разных народов, традиций и культур. По словам Владимира Путина, новые учебники по данному предмету должны быть рассчитаны на разные возрасты, но «построены в рамках единой концепции, предполагающей взаимосвязь всех этапов отечественной истории, уважение ко всем страницам нашего прошлого». При этом, как подчеркнул президент, «учебники должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований. Граждане должны знать подлинную историю единения народов, а не околонаучные ангажированные спекуляции на эту тему».
Интересно, что думают по этому поводу люди, ежедневно преподающие данный предмет в школе? Чтобы получить ответ на этот вопрос, редакция провела заочный «круглый стол».
Сергей Свириденко, учитель истории СОШ № 13, посвятивший обучению детей данному предмету почти 30 лет:
- Согласен с президентом. Мне симпатизирует его позиция насчет укрепления гармонии и согласия в многонациональном российском обществе, чтобы люди, независимо от своей этнической, религиозной принадлежности, осознавали себя гражданами единой страны. Путин поднимает вопрос государственной важности, и нам, работникам образования, также нужно объединить усилия в решении этой задачи. Более того, считаю, что в рамках единой концепции, за которую так ратует президент, должны быть построены не только учебники по истории, но и смежным дисциплинам: общество-знанию и кубановедению, преподавателем которых являюсь также в настоящий момент. Что же касается написания учебников хорошим русским языком и в доступной для каждого возраста форме, то эти критерии, думаю, вообще не подлежат обсуждению: такие требования должны выполняться в обязательном порядке применительно ко всем учебным материалам.
Признаться, вопрос качественного содержания учебников истории волнует меня уже давно, и на встрече с коллегами в рамках различных совещаний, ежегодных курсов повышения квалификации стараюсь делиться собственной точкой зрения на современные издания и в целом методику преподавания исторической дисциплины.
Некоторые авторы порой уводят школьников от конкретных фактов к философским размышлениям. По мне так лучше, когда в учебнике превалирует четкое изложение темы с подкреплением документальными источниками.
Однако надо помнить, что как бы ни подавался учебный материал, многое в восприятии его учащимися зависит от компетенции и субъективного мнения учителя. И получается: у историка свой взгляд, педагога – свой, а ребенку нужно сформировать свой. Причем правильный. И помочь ему в этом должен педагог, «неподкупный» недобросовестными мировоззрениями на ход российской истории и роли разных наций в ее становлении.
Светлана Фомина, учитель истории СОШ № 20 с 11-летним опытом преподавания предмета:
- К прозвучавшему предложению Путина о создании единых учебников по российской истории лично я отношусь с одобрением. Тема укрепления единства народов России – одна из актуальных на сегодняшний день, обсуждаемая на разных уровнях. И система образования занимает не последнее место в комплексе мер по формированию в обществе позитивных межэтнических отношений. А тем более мы живем на Кубани – крае с богатой палитрой национальностей.
Но говорить с детьми об уважении к людям, отличным от тебя по цвету кожи, языку, манере одеваться, традициям, территории проживания, нужно не только учителям на уроках, но и в семье, через средства массовой информации, культурные и спортивные мероприятия.
Что касается издаваемых ныне учебников по истории России, лично у меня как педагога особых претензий нет. И дело, как я понимаю, не в том, чтобы коренным образом изменить их структуру и содержание. Важно, чтобы через все пособия, трактующие историю Отечества с древнейших времен до наших дней, проходила красной нитью идея силы и жизненности многоликого государства Российского, и какие бы моменты на пути его развития ни упоминались, авторы не навязывали учащимся чувство вины за свою историю либо взгляды националистического толка, прославляющие национальную самобытность одного народа и принижающие достоинства другой.
Юрий Новиков, учитель истории в 10-11 классах СОШ № 10 с 2004 года:
- Верно подмечено руководством страны: большую роль в формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей играет школа, в частности, уроки истории.
На мой взгляд, особенное внимание нужно обращать на учебники, отражающие события новейшей истории России. Нельзя, чтобы они находились под влиянием чьей-то искаженной идеологии, разделяющей страну на два лагеря: Восток и Запад, ставящей под сомнение легитимность Российского государства на территории близлежащих республик, интерпретирующей сложности взаимоотношений русских с другими народами как историческое противостояние. И напротив, вызывает возмущение, когда за рубежом предлагаются к изучению в школах учебники с явно выраженной антироссийской направленностью.
Немаловажен, считаю, в воспитании толерантного отношения к населяющим нашу страну народам и период Великой Отечественной войны. В учебниках на конкретных примерах должно говориться, что судьба России в эти страшные для нее годы зависела от единства братских народов: русских, армян, грузин, украинцев, белорусов. Рассказывать, как сражались ради общей победы жители кубанских степей и кавказских гор, Сибири и Дальнего Востока.
Правильно сказал Путин, что в учебниках по истории не должно быть неправдоподобных толкований тех или иных исторических событий. Бывает, читаешь и диву даешься: оказывается, Вторую мировую войну выиграли американцы. А ведь это берут на веру дети, которые и без того не слишком увлечены познанием нашей истории, чтением хороших книг об этой эпохе, просмотром кинолент о советских солдатах-освободителях. Поэтому такие «научные труды» вызывают у меня только осуждение.
И еще: главное, что, по моему убеждению, должно объединять все учебники по российской истории с 5 по 11 класс, – это их патриотическая направленность. На основе изложенных в них материалов необходимо воспитывать в школьниках любовь к своей Родине, гордость за Отечество, стремление сохранять и приумножать славу великой державы, чтобы будучи во взрослой жизни, они руководствовались этими постулатами при выборе профессии, места проживания, жизненных приоритетов.
Одно замечание у меня к сегодняшним учебным пособиям для старшеклассников: нет такого единого издания, которое бы систематизировало весь материал, необходимый для подготовки к сдаче ЕГЭ. Приходится собирать нужные темы, что называется, с миру по нитке. Это затрудняет работу как учителей, так и учащихся.
х х х
Большая ответственность ложится на плечи учителя, имеющего дело с таким серьезным предметом, как история, поймала себя на мысли после беседы с участниками импровизированного «круглого стола». А без истории мы никуда. Подрастающее поколение должно доподлинно знать прошлое России, дорожить ее непростой историей и в будущем вписывать в нее новые, достойные большой, крепкой, единой и дружной страны страницы.