Оксана Александровна Овчаренко раскрывает секреты педагогической династии семьи
Учительская династия – это особый образ жизни. Залогом творческих успехов таких педагогов становится верность призванию даже в самые трудные времена. И когда продолжателями дела своих родителей становятся их дети, можно сказать уверенно, что здесь нет случая, нет ошибки, а есть полная уверенность в своих силах и правильности выбранного пути.
Я хочу рассказать о своей семье, где эта профессия стала призванием трех поколений женщин и мужчин. Все они очень любили и любят детей, передавали и передают им свои знания и умения. И ученики отвечали и отвечают им тем же.
Первым учителем в нашей учительской династии, а также ее основателем была моя мама – Любовь Гавриловна Сапрыкина.
В далеком 1956 году ее, Любу Иванову, вчерашнюю выпускницу школы, приняли на работу в детский сад. Мама хотела проверить себя, действительно ли выбранная ею профессия – призвание. Проработав три года, окончательно убедилась: работать с детьми ей нравится.
Мама поступила в Кубанский государственный университет на математический факультет. После учебы по распределению в 1973 году уехала работать учителем математики в Узбекистан, в город Андижан, но всегда мечтала вернуться в родную станицу. Мечты сбываются. В 1976 году она приехала в Калниболотскую и стала преподавать математику и информатику в СОШ № 5, совмещая с должностью завуча по воспитательной работе.
Более сорока лет проработала мама в своей школе, ее любили ученики, уважают педагоги. Она до сих пор приходит в гости на школьные праздники, где ее всегда ждут.
Мой папа, Александр Петрович Сапрыкин, также стал учителем, хотя к этой профессии путь его оказался длинным и непростым. После окончания исторического факультета Адыгейского педагогического университета и до выхода на пенсию он работал учителем истории в калниболотской СОШ № 13, с 2012 по 2018 год – директором оздоровительного лагеря «Чайка».
Я помню, как часто наши семейные вечера превращались в большие педсоветы. Мы внимательно слушали родителей и часто, играя в куклы, конечно же, играли и в школу. Родители не удивились, когда старшая дочь Татьяна, моя сестра, решила стать учителем. В 1995 году она окончила Адыгейский педагогический университет, тот же факультет, что и папа. И уехала работать учителем истории в СОШ № 23 Кущевского района. Вышла замуж. Теперь – Татьяна Александровна Можная.
Для нашей семьи не стало неожиданностью, что Таня вышла замуж за учителя, пример родителей всегда перед нами. Александр Васильевич Можный в 1997 году окончил институт физической культуры при Адыгейском государственном университете и стал работать учителем физической культуры и ОБЖ в СОШ № 23 Кущевского района.
Я, теперь уже Оксана Александровна Овчаренко, в семье не стала исключением, после школы в 1997 году поступила в уже родной для нашей семьи Адыгейский педагогический университет на математический факультет. Пошла по стопам мамы. По окончании вуза работала учителем математики в СОШ № 6 станицы Новоивановской, а затем вернулась в родную СОШ № 5, где и сейчас обучаю детей своему любимому предмету.
Как и моя старшая сестра Таня, я встретила своего будущего мужа в школе. Алексей Григорьевич Овчаренко в 1992 году окончил Армавирский педагогический университет, после чего работал в ООШ № 12 станицы Калниболотской, а затем вернулся в родную СОШ № 5 в качестве учителя технологии, информатики и физики.
Я с гордостью могу сказать, что уже третье поколение нашей дружной семьи начало свою педагогическую деятельность.
Моя племянница, Елена Александровна Можная, и дочь, Людмила Алексеевна Овчаренко, окончили с медалью Ю.А. Жданова Южный федеральный университет (в 2021 и 2023 году соответственно) и обе пошли в педагогику. Елена Александровна стала работать учителем – логопедом в СОШ № 92, а Людмила Алексеевна – учителем географии в СОШ № 60 города Ростова-на-Дону.
Хотелось замолвить слово еще об одном дорогом для нашей семьи человеке – моей тете, младшей сестре мамы, Тамаре Гавриловне Ивановой. Она в 1975 году окончила Кубанский государственный университет, химико-биологический факультет, и уехала работать в станицу Новодеревянковскую учителем биологии и химии. Всю свою трудовую жизнь посвятила одной школе.
Удивительное это явление – династии педагогов! Люди, связанные родственными отношениями, выбирают одну и ту же профессию. Что это: гены, «зов крови», дар учить, переданный по наследству? Или нечто, полученное свыше, определяющее судьбу? Невозможно стать учителем, просто следуя по стопам родителей, – на то необходимо веление души!
Профессия учителя чем-то сродни артисту: он выступает перед классом, увлекая учеников новым знанием, представляя свой предмет. Преподаватель должен достучаться до сердца каждого ученика, следить за тем, чтобы в работе принимал участие весь класс. Главная задача учителя – научить детей мыслить. Под крылом педагогов вырастают настоящие таланты, и очень часто на протяжении последующей жизни ученики поддерживают добрые дружеские отношения с теми, кто помог им стать личностью, открыть в себе способности, подготовил к взрослой жизни.
Наша большая семья гордится своей профессией. Гордимся тем, что имеем возможность научить маленького человека читать, писать и считать. Продолжится ли педагогическая династия нашей семьи? Пока не знаю. Но знаю, что профессия учителя должна быть призванием, она благородная, нужная. Надеюсь, что мои внуки тоже выберут этот нелегкий труд – труд педагога.
О. Овчаренко, учитель математики МБОУ СОШ № 5 имени И.А. Костенко станицы Калниболотской.