Запомнить меня

Кто и как защищает права потребителей

Кто и как защищает права потребителей

Юрисконсульт рассказала «СГ» несколько случаев из практики

В. Писарева
Около тысячи консультаций ежегодно оказывают жителям Новопокровского, Белоглинского, Тихорецкого, Гулькевичского, Кавказского и Тбилисского районов специалисты Консультационного пункта для потребителей Территориального отдела Управления Роспот­ребнадзора Тихорецкого филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае». По каким вопросам чаще всего обращаются граждане, об этом рассказала ведущий юрисконсульт Светлана Воскобойникова.
– Первое место по количеству оказанных консультаций приходится на вопросы продажи технически сложного товара. Это бытовая техника, мобильные телефоны и так далее. На втором – продажа обуви и одежды. Третье место занимают консультации по предоставлению финансовых услуг – навязывание страховки при заключении кредитного договора и ОСАГО. Далее идут отделочно-строительные работы: установка окон, замена крыши и другое. Ну и веяние последних лет – дистанционная торговля, – отметила Светлана Николаевна. – Мы помогаем людям составлять претензионные письма, исковые заявления, рассказываем куда обращаться в различных ситуациях.
Юрисконсульт рассказала несколько интересных случаев из практики.
– Мужчина приобрел в одном из мебельных салонов комплект мягкой мебели – диван и два кресла. По истечении года использования внешняя обивка из кожзаменителя потрескалась. При устном обращении в магазин продавец отказал потребителю в требовании произвести гарантийное обслуживание – безвозмездно устранить недостатки товара. Сослался на то, что гарантийный срок истек, а потребитель нарушил правила эксплуатации. Покупатель с доводами продавца не согласился и обратился к нам. Мы составили претензионное письмо с требованием о безвозмездном устранении недостатков товара. В течение месяца мебель обтянули новым обивочным материалом.
Как отметила Светлана Николаевна, чаще всего продавец реагирует на претензию быстро, но в 30% случаев дело доходит до суда. И на практике чаще всего он принимает сторону потребителя.
Новопокровчанин заключил договор на выполнение работ по изготовлению и монтажу металлопластиковых окон. Внес всю сумму за услуги. Однако изготовитель оказался неисполнительным и в указанный срок окна не установил. Потребитель на просьбы выполнить свои обязательства в ответ получал только обещания. Устав ждать, гражданин обратился в консультационный пункт. Ему оказали помощь в составлении претензионного письма к изготовителю с установлением нового срока выполнения работ и выплатой неустойки в размере 3% от цены за каждый день просрочки. Продавец в указанный срок окна установил, но выплатить неустойку отказался. Гражданин еще раз обратился с претензией к изготовителю, но и она осталась без удовлетворения. Тогда потребитель пошел в суд с исковым заявлением о взыскании неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа в размере 50% от присужденной судом суммы, компенсации морального вреда, убытков. В результате судебного рассмотрения требования потребителя удовлетворены в полном объеме.
А другой земляк заказал мебель на кругленькую сумму, оплатил выезд замерщиков, доставку и монтаж. Изготовитель кухню сделал, но с задержкой более трех месяцев. Однако сборку мебели завершить не смогли, так как при монтаже обнаружилось множество недостатков: цвет фасадов разнился, проемы под встроенную технику не соответствовали необходимым, столешница была не того размера, цвета и так далее. На претензионные письма потребителя изготовитель не реагировал. Поэтому новопокровчанину пришлось обратиться в суд с требованиями о возврате уплаченной за работу денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, выплате неустойки за прос­рочку, убытков за поврежденные при установке мебели обоев, компенсации причиненного морального вреда.

В тему
Ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года, мировой общественностью отмечается Всемирный день прав пот­ребителей.
В России праздник учрежден с 1992 года. Тогда приняли закон «О защите прав потребителей», который регулирует права и обязанности продавца и покупателя.
Девиз Всемирного дня защиты прав потребителей в 2023 году – «Расширение прав и возможностей пот­ребителей посредством перехода к экологически чистой энергии».

Справка
Если у вас возникли вопросы потребительского законодательства или необходима помощь в составлении претензионных писем и исковых заявлений, вы можете обратиться в Консультационный пункт для потребителей по телефонам: 8 (86160) 3-26-61, 8-918-417-48-22. Консультации населению оказываются бесплатно.

Joomla SEF URLs by Artio