Ушла из жизни замечательная женщина, ветеран Великой Отечественной войны, бывший учитель немецкого языка средних школ № 2 и 20 Мария Николаевна Полякова.
...Война ворвалась в юность Марии нежданно, как вихрь. Еще вчера она безгранично радовалась жизни, вместе с подружками-одноклассницами кружилась в вальсе на выпускном вечере. А сегодня перед ней встал вопрос: «Что делать?»
- Не спешите. В тылу тоже люди нужны, - сказали в военкомате вчерашним выпускникам, вызвавшимся добровольцами, среди которых была и Полякова.
Вместе со вчерашними одноклассниками Мария пошла работать в колхоз, готовилась к поступлению в вуз. В том же суровом 1941-м поступила в Краснодарский педагогический институт на факультет иностранных языков.
Тревожной была студенческая пора. После лекций все шли рыть окопы, дежурили по ночам.
Враг подошел к Ростову.
Собрание комсомольцев факультета было коротким. Приняли единодушное решение: всем проситься на фронт. Каждый написал заявление в Советский райвоенкомат г. Краснодара: «Считаю своим долгом встать на защиту любимой Родины. Прошу направить меня в действующую армию».
И в начале апреля 1942 года девятнадцатилетняя Мария Полякова добровольно ушла на фронт.
В батальоне воздушного наблюдения, оповещения и связи, в который она попала, служили молодые женщины. После пройденного курса молодого бойца и трех месяцев упорной учебы Мария Николаевна стала радисткой.
Нелегко быть связистом на войне. В задачу батальона входили слежение за воздушным пространством, своевременное оповещение зенитных частей ПВО в случае появления вражеских самолетов.
Немцы запеленговывали советские радиостанции, старались уничтожить их. Нередко приходилось менять места расположения передающих устройств, а в случае выхода из строя – ремонтировать или же переходить на телефонную связь. На этот случай девушки всегда носили за спиной катушку кабеля и аппарат. В каждой катушке без малого 300 метров провода. Иди и тяни, разматывай и сматывай. Нельзя идти – ползи по-пластунски, но все равно тяни кабель, потому что связь с зенитным полком должна быть обеспечена. Оборвалась связь – найди, устрани повреждение. И всё это ложилось на плечи таких девчат, как Полякова, которые работали часто под обстрелом и бомбежкой.
- Страшно, конечно, было, - вспоминала Мария Николаевна, - но и к взрывам мы постепенно привыкли. Переждешь артналет в каком-нибудь окопчике, и – вперед.
Однажды батальон, в котором служила М.Н. Полякова, разместившись в лесу, попал в окружение. Было это у станицы Крымской.
«Ни шагу назад. Погибнуть, но не сдаваться» - поклялся каждый из бойцов, кровью расписавшись в записках командиру.
Бой начался на рассвете. Немцы били из миномётов. Обстреляв лес, пошли в атаку – открыто, в полный рост, густой цепью. Наши залегли. Полякова укрылась за упавшим деревом, держа на прицеле первого фашиста. Когда немцы подошли так близко, что отчетливо слышались их шаги, раздался голос командира:
- По фашистам – огонь!
Застрочили пулеметы, послышались винтовочные выстрелы.
- Стреляли по ним почти в упор, - рассказывала Мария Николаевна, - а они, словно осатанели, лезут и лезут. Пустили в ход гранаты…
Поднявшись во весь рост, командир батальона крикнул: «За Родину, вперед!».
Девушки-бойцы ринулись в бой. Схватка была короткой, окружение прорвано.
...После этого боя батальон влился в одну из частей и отошел к Туапсе, а оттуда был переброшен в Грузию.
Долгим был путь Марии Николаевны до Дня Победы. Дорогами войны прошла она Кавказ, Украину, Прибалтику. Май 1945-го встретила в Риге.
С 1951 года М.Н. Полякова – на педагогической работе. Преподавала немецкий язык в школах № 2 и 20. Ее светлый образ Учителя и Воина навсегда останется у тех, кого она учила.
Так склоним же наши головы, вспоминая нашего доброго учителя Марию Николаевну Полякову, и помолчим минуту.