Стоит во дворе новопокровского историко-литературного музея имени А.А. Первенцева необычный для нашего времени трактор. Интересно, подумал я, а какова его судьба? Кто им управлял? Эти вопросы меня так заинтересовали, что я начал поиски. И вот что удалось узнать.
В послевоенные годы вспашку и обработку почвы на полях коллективных хозяйств проводили с помощью лошадей, быков и коров. Для животных изготовляли упряжь, соединявшую их с плугом или бороной. Работа шла и днем и ночью. И сколько было радости, когда в колхоз имени Кирова начали поступать отечественные тракторы. Новая техника удивляла жителей станицы, особенно детей, среди которых был и я, автор этих строк. Люди толпами ходили за чудо-машиной, чтобы посмотреть ее в работе.
- Действительно, было много желающих сесть за руль трактора. И я попал в число тех, кому доверили это сделать, - вспоминает Борис Иванович Филимонов. - В 1948 году получил водительские права, мне дали колесный СТЗ-1, выпущенный в Сталинграде. Он имел керосиновый двигатель.
Поначалу работать на нем было нелегко. Многого не знал, да и опыт отсутствовал. А потом ничего, приноровился.
Вскоре бригадир Михаил Федорович Воронов за хорошее отношение к технике перевел меня на новый трактор «Универсал-1». Он был хоть и слабее СТЗ, но более маневренным, легким в управлении. На нем я культивировал почву, вел сев и уборку, стаскивал с полей солому с помощью специального орудия. В зимнее время ремонтировал двигатель, менял износившиеся узлы, подшипники.
Бережное отношение к технике позволило мне проработать на «Универсале» более шести лет. Потом он хранился в мастерской, заведовал которой на тот момент Николай Иванович Ильинов. Длительное время этот трактор еще использовали для приведения в работу машин по очистке зерна.
В начале 80-х годов решением правления колхоза трактор «Универсал» передали новопокровскому музею. Инициативу о сохранении уникального образца первой сельскохозяйственной техники взял на себя директор учреждения Николай Дмитриевич Свинаренко.
Узнав от своих товарищей о том, что мой железный друг теперь в числе экспонатов музея, я обрадовался. Ведь этот трактор был не только напоминанием истории развития колхоза, но и частью моей трудовой жизни. Да и будущим поколениям, подумал я, будет интересно воочию увидеть, как и на чем раньше работали люди.
Время шло. В колхозы начала поступать более мощная техника – тракторы на гусеничном ходу. Мне доверили ДТ-54. Работал на нем до конца 1960 года.
Впоследствии меня перевели на модифицированный ДТ-54 «скрепер». Нужно было строить дороги, дамбы.
Последние 10 лет управлял бульдозером на гусеничном ходу. Работал в основном на фермах коллективных хозяйств.
После 43 лет механизаторского стажа ушел на пенсию. Однако часто захожу в музей, чтобы еще раз встретиться со своим «Универсалом», вспомнить прошлое. Ведь мы с ним – друзья старинные.