1. Семейные ценности
Семья – главная ценность абсолютного большинства россиян. Дети – приоритет государственной политики страны.
Поправки к Конституции обеспечат условия для гармоничного развития ребенка, помогут привить маленькому гражданину любовь к Родине, уважение к старшим поколениям.
Поправки поддерживают традиционные семейные ценности: брак как союз мужчины и женщины, уважение детей к старшим, доверие и заботу нескольких поколений семьи друг о друге.
Ст. 67¹. «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».
Ст. 72. «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях…».
Ст. 114. «Правительство Российской Федерации… обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области… поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей...»
2. Защита человека труда
Человек труда – опора своей семьи и всей страны.
Согласно поправкам, минимальный размер оплаты труда не будет меньше величины прожиточного минимума, гарантируется обязательное социальное страхование. Государство обеспечивает защиту достоинства граждан и уважение человека труда.
Ст. 75. «Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации».
Ст. 75¹. «В Российской Федерации… гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда…».
Ст. 114. «Правительство Российской Федерации: ...обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений».
3. Социальные гарантии
Государство гарантирует, что никакие экономические кризисы или другие потрясения не отразятся на объемах и регулярности оказания всех видов социальной помощи.
Это касается индексации пенсий (не реже раза в год), социальных пособий и иных социальных выплат. Гарантируется адресная социальная поддержка граждан. Инвалидам обеспечивается создание доступной среды и улучшение качества их жизни. Каждый гражданин России должен чувствовать себя защищенным, должен быть уверен в поддержке государства в течение всей своей жизни.
Ст. 75. «В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом».
«В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат».
4. Доступная и качественная медицина
Каждый россиянин должен получать качественную и доступную медицинскую помощь, где бы ни жил.
Это забота всех уровней власти: федеральных, региональных и органов местного самоуправления.
Ст. 72. «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: …обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью...».
Ст. 132. «Органы местного самоуправления… обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи».
5. Во власти – только патриоты
Государственная служба – это прежде всего служение российскому народу.
Российские чиновники не могут работать на интересы иностранных государств, не могут преследовать никаких других целей, кроме целей, направленных на решение задач развития России и повышения благосостояния ее жителей. Им запрещается иметь двойное гражданство и счета в иностранных банках. Эти ограничения распространяются на всех: начиная с высших должностных лиц государства и заканчивая чиновниками на местах.
Отдельным должностным лицам установлен запрет на иностранное гражданство либо вид на жительство в иностранном государстве; в порядке, установленном федеральным законом, им запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Ограничения устанавливаются для:
Ст. 77 – высших должностных лиц субъектов Российской Федерации;
Ст. 78 – руководителей федеральных государственных органов;
Ст. 81 – Президента Российской Федерации;
Ст. 95 – сенаторов Российской Федерации;
Ст. 97 – депутатов Государственной Думы;
Ст. 103 – Уполномоченного по правам человека;
Ст. 110 – Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, иных руководителей федеральных органов исполнительной власти;
Ст. 119 – судей судов Российской Федерации;
Ст. 129 – прокуроров.
6. Защита суверенитета и территориальной целостности
Основной Закон закрепляет защиту суверенитета и территориальной целостности государства как одну из главных функций российской власти.
Не допускаются действия, направленные на отчуждение российских территорий. Обеспечивается защита исторической правды. Если решения межгосударственных органов войдут в противоречие с нашей Конституцией, исполнять их или нет, будет решать Конституционный Суд.
Ст. 67. «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».
Ст. 67¹. «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».
Ст. 69. «Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности».
Ст. 79¹. «Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства».
Ст. 125. «Конституционный Суд Российской Федерации… в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации».
7. Стабильность и развитие
Перераспределяются полномочия между институтами государственной власти при сохранении гарантий устойчивости системы. Органы государственной власти и местное самоуправление смогут совместно и эффективно решать задачи в интересах граждан.
Усиливаются полномочия Государственной Думы и Совета Федерации. Верхняя и нижняя палаты российского парламента будут влиять на формирование правительства и назначение руководства силовых ведомств. Принцип «двух ключей» – предоставление полномочий в принятии ответственного решения нескольким государственным структурам – позволит добиться баланса и укрепления власти.
Ст. 81 «3. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением».
Ст. 83. «Президент Российской Федерации:
е) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства...;
ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства…».
Ст. 102, ч. 1. «К ведению Совета Федерации относятся:
з) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации…;
к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
л) прекращение по представлению Президента Российской Федерации… полномочий… судей Конституционного Суда Российской Федерации, …судей Верховного Суда Российской Федерации, …судей кассационных и апелляционных судов…».
Ст. 103, ч. 1. «К ведению Государственной Думы относятся:
а) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации;
а1) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров…;
г1) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации...».
Ст. 1031. «Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц…».
8. Сохранение природного богатства
Россия – это огромная, богатейшая территория с несметными сокровищами природы и животного мира!
Поправка обязывает правительство принимать меры к сохранению уникального природного богатства России, снижению негативного воздействия на окружающую среду, сохранению уникального биологического разнообразия. Кроме того, в Конституции отводится большая роль экологическому образованию.
Ст. 114. «Правительство Российской Федерации: …осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны... создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры».
9. Ответственное отношение к животным
С бережного обращения с братьями нашими меньшими начинается здоровое общество. Важно формировать культуру гуманного обращения с животными, не допускать проявления жестокости к ним.
Необходимость ответственного отношения к животным будет закреплена в Конституции.
Ст. 114. «Правительство Российской Федерации: осуществляет меры, направленные на… формирование в обществе ответственного отношения к животным…».
10. Поддержка волонтеров и НКО
Новый этап развития гражданского общества в нашей стране характеризуется небывалым развитием институтов добровольчества, подъемом волонтерского движения. За последние несколько лет волонтеры стали авангардом российского общества, новым моральным ориентиром, примером бескорыстного служения, помощи и поддержки. Добровольцы заботятся об инвалидах, дарят тепло старикам и детям, сажают новые леса и очищают водоемы.
Поправка в Основной Закон обязывает правительство поддержать волонтеров и НКО, усиливает роль гражданского общества в реализации государственной политики.
Ст. 114. «Правительство Российской Федерации: … осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики; осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности».
11. Сохранение культурного наследия
Сила России – в многообразии культур и в исторически сложившемся государственном единстве.
Поправки защищают культурную самобытность народов, закрепляют тот факт, что культурное наследие охраняется государством.
Ст. 67¹. «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».
Ст. 68. «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации... Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством».
Ст. 69. «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия».
12. Поддержка российской науки
Благосостояние государства и граждан во многом зависят от научно-технологического потенциала.
Поправки требуют от правительства обеспечить поддержку научно-технологического развития России.
Государство будет регулировать информационные технологии и обеспечивать безопасность при их применении.
Ст. 71. «В ведении Российской Федерации находятся: …информационные технологии... обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных».
Ст. 114. «Правительство Российской Федерации: …обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала».