- 1 августа — День железнодорожника
Колесосбрасыватель, улавливающий путь, глухое пересечение, остряк, одностороннее кольцо, хоппер… Слова, понятные только железнодорожникам. Александр Пащенко знал их с детства. Он – потомственный железнодорожник. Его отец, Николай Николаевич, работал составителем поездов на станции Ея. Мать, Дарья Ивановна, много лет была дежурной по переезду в станице Новопокровской. И Александр продолжил династию.
В профессию Александр Пащенко пришел 26 лет назад. После окончания института его взяли работать на должность оператора сортировочной горки станции имени М. Горького под городом Волгоградом. Позже работал в Сальске, вернулся в родную станицу. Был дежурным по станции Ея, последние несколько лет трудится дежурным по станции Ровное. Там мы с ним и встретились. Под стук вагонных колес, гудки поездов он рассказал о себе, профессии и достижениях современных технологий, которые пришли и на маленькую станцию Ровное и полностью изменили работу дежурных.
– Раньше, даже в непогоду, мы обязаны были выходить и встречать поезда, выполняя работу регулировщиков, – рассказывает Александр Николаевич. – Но технологии развиваются, и сегодня, чтобы, например, перевести стрелки на путях, мне достаточно нажать кнопку на клавиатуре. Но, как правило, даже это происходит автоматически.
Кстати, подать сигнал машинисту дежурный тоже может не отходя от пульта. Одно действие – одно нажатие клавиши.
В здании вокзала кабинет дежурного выбивается из общей картины. Очень много современной аппаратуры, сплит-система, рации… Из динамика вещают коллеги из Ростова-на-Дону. Все связано в единую систему.
В течение 11 часов (столько длится смена у Александра Пащенко) он не отводит глаз от семи больших мониторов, где установлена система «Гитурал». На каждом экране — свое изображение. Здесь можно увидеть, какой путь открыт, какой закрыт, где состав приближается к переезду, отследить движение поездов. На одном из мониторов — паутина разноцветных линий. Александр Николаевич объясняет:
– Красная линия — пассажирский поезд, синяя, белая, зеленая — грузовой. А по цвету можно определить, какой грузовой: цистерны, полувагоны, лес, военный груз.
Александр Пащенко интересно рассказывал и о том, что происходит на соседнем мониторе, где, как змейка, двигаются маленькие прямоугольники. Они, кстати, называются рельсовые цепи. Говорил и об огромной ответственности, которая лежит на дежурном по станции. От одной ошибки, промаха, промедления могут нарушиться система движения поездов, пострадать пассажиры.
Наблюдая за мониторами, Александр успевает отвечать и по рациям. На столе их четыре. Для чего? Три предназначены для общения с машинистами. Каждая работает на определенном диапазоне. Четвертая — на случай ЧП, если остальные останутся без связи или выйдут из строя. Но, к счастью, таких ситуаций не происходило. Техника не подводит. А вот люди — иногда да.
Через станцию Ровное за сутки проходят 60 пар поездов в обоих направлениях. На станции четыре приемо-отправочных пути, три подъездных. Движение интенсивное. В настоящее время завершается строительство пешеходного перехода, который оборудован светофором. Но местное население почему-то игнорирует переход (надо пройти лишние сто шагов). Некоторые норовят сократить путь, пролезая под вагонами. Однажды Александр предотвратил трагедию. На пульте увидел приближающийся к станции поезд, а в окно — женщину, которая с коляской подлезла под стоящий вагон и должна была вылезти как раз на путь, где должен пронестись многотонный состав. Не раздумывая, Александр побежал спасать женщину с ребенком. Успел. Трагедии удалось избежать.
– К сожалению, к людям, не думающим о своей безопасности, не прикрепишь колесосбрасыватель или не отправишь их автоматически на улавливающий путь, – рассуждает дежурный по станции. – Поэтому я всегда призываю пассажиров быть бдительными и осторожными!
Кстати, стало интересно, что такое колесосбрасыватель. Оказалось, это башмак, который применяется для предотвращения ухода вагонов на станцию или железнодорожный путь путем экстренного сбрасывания подвижного состава с рельсов.
А знаете, что такое улавливающий путь? Это тупиковый путь, предназначенный для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении по затяжному спуску.
На станции мы провели немало времени. Александр так интересно рассказывал о профессии, что на какой-то момент захотелось тоже стать железнодорожником, чтобы отдавать распоряжения о приеме, пропуске, отправлении поездов или совершении маневров на путях, руководить машинистами, техниками и ремонтниками, быть единственным полномочным командиром смены, как Александр Пащенко. Но как представила, сколько ответственности за техническую работу станции, безопасность движения, подчиненных лежит на плечах дежурного, вернулась к реальности. Пусть все остается на своих местах.