О роли, которую сыграло православие для нашего государства в годы становления цивилизации и сейчас – в современном обществе, и говорили на Первых Сретенских духовно-образовательных чтениях Тихорецкой епархии. Представители муниципальных образований, казачества, средств массовой информации, специалисты управлений образований и территориальных методических служб, работники дошкольных образований, преподаватели основ православной культуры и священнослужители из восьми районов говорили о православных ценностях и нравственных принципах в воспитании детей и молодежи. Также в мероприятии приняли участие вице-губернатор Краснодарского края Галина Золина, епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан, глава МО Тихорецкий район Анатолий Перепелин. Среди почетных гостей были известный российский публицист протоиерей Андрей Ткачев и преподаватель московской православной духовной академии протоиерей Владимир Янгичер.
Тема первого форума «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» выбрана не случайно, ведь именно он в 988 году выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси.
Началось мероприятие с молитвы. С приветственным словом выступил преосвященнейший Стефан, епископ Тихорецкий и Кореновский. Он поприветствовал всех на тихорецкой земле и отметил, что это очень значимое событие. Он выразил уверенность в том, что опыт чтений будет с пользой применен в религиозном воспитании детей, и подчеркнул, что сейчас, как никогда, важно сплотиться всему православному обществу, чтобы избавить Россию от последствий мнимой свободы.
Глава Тихорецкого района Анатолий Перепелин отметил, что развитие образования и воспитание подрастающего поколения, а также развитие всех социальных сфер жизни человека на Кубани является стратегическим приоритетом деятельности органов власти Краснодарского края, и прежде всего, губернатора Кубани Александра Николаевича Ткачева.
- Уважение к прошлому ради будущего должно стать духовно-нравственным выбором современного поколения, - сказал глава района. - Тема наших чтений очень важная и посвящена исторической роли равноапостольного князя Владимира в цивилизованном выборе Руси, который определил дальнейший путь нашей страны после ее приобщения к ценностям православной религии.
Уважаемые коллеги, мы с вами должны хорошо знать историю великой России и гордиться ею, чтобы воспитывать в наших детях любовь к своей родине и прививать им правильные духовно-нравственные ценности. Мы с вами живем в очень непростое и сложное время, когда происходит подмена понятий, что такое зло и добро, когда нам пытаются навязать западные ценности. Но что это такое – западные ценности? Это все смертные грехи в православии. Последние события на Украине и на Ближнем Востоке обострили международные отношения. Во всех западных СМИ Россию пытаются представить врагом всего человечества, а США стали вершителями судеб мира. Хотя история создания Америки – это сплошной обман и кровь уничтоженного местного населения, а по возрасту она моложе нашего большого мира. И какие культурно-нравственные ценности может нести всему миру это государство?
Мы идем по следу наших предков. Время от времени в наших рядах появляются разного рода предатели и провокаторы, которые начинают соблазнять окружающих. Они говорят, что тех, кто был до нас, уже нет и идти надо в другую сторону, т.е. на Запад. Если мы послушаемся этих «воспитателей», то предадим наших предков. Но не только. Ведь своим поведением мы запутаем тех, кто будет идти по этой тропе православия после нас. Нет никаких сомнений, что путь наших предков правильный, по нему и нужно идти. А свернуть с него, значит, обречь себя и своих потомков на погибель. Сейчас над Святой Русью начинается заря, и наш путь становится очевидным все большему числу людей. Мы – образ наших предков и не имеем права их подвести.
Многие родители главное внимание в воспитании детей обращают на то, чтобы они хорошо питались, выросли здоровыми, получили хорошее образование, развили свои способности и природные дарования, но очень часто забывают о духовном воспитании своих чад. По словам священного писания «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», поэтому, если мы совместными усилиями достигнем успехов в духовном воспитании своих детей, то и все остальное приложится само собой.
В слове «образование» содержится очень важная информация, корень этого слова «образ», т.е. икона. А образование – это стремление к образу. В школе для наших детей таким образом являются учителя, которые сейчас находятся в этом зале. Желаю, чтобы вы во всем были примером и образом для наших детей.
В практической части чтений поделились своим опытом учителя, которые трудятся для того, чтобы посеять образ Христов в душах детей. Учитель начальных классов и основ православной культуры СОШ № 2 ст. Тбилисской Александра Михайловна Газдалиева выступила с докладом «Путь к свету». А о роли духовного краеведения в духовно-нравственном становлении учащихся рассказала учитель кубановедения и основ православной культуры СОШ № 17 ст. Выселки Надежда Гавриловна Войтенко.
Неподдельный интерес присутствующих вызвала беседа с известным проповедником, духовным писателем и публицистом митрофорным протоиереем А. Ткачевым.
- Как уже было сказано, сегодня «образование» – слово, содержащее христианский корень «образ», - отметил отец Андрей. - Но есть еще два слова, которые идут с ним «под ручку» – это просвещение и воспитание, которые имеют корни «свет» и «питание». Это три слова, которыми исчерпывается наша работа. Мы должны просвещать, питать и образовывать.
Если бы каждый преподаватель использовал бы полностью воспитательные и нравственные возможности своего предмета, необходимость специальной православно-ориентированной дисциплины отпала, - уверил он.
Заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края Галина Золина повела разговор с педагогами о значимости их работы, и о том, как учитель может использовать свое служение.
- Самая главная задача, которая стоит перед учителем, — воспитать гражданина, который любит свою страну, - сказала вице-губернатор. - Мы в нашей жизни часто встречаемся с тем, что самая главная заповедь Господа «Да любите друг друга» оказывается очень трудновыполнимой в обывательских условиях и человеческих взаимоотношениях. И если нам так трудно воспитать в себе такое отношение к другому, то, наверное, еще сложнее учителю воспитать такое чувство и отношение к стране.
Конечно же нашим коллегам, учителям, работающим в другие времена, в другом веке было проще, потому что тогда государство не было отделено от церкви и они воспитывали гражданина вместе. Не было разделения на духовное и светское воспитание и образование. У ребенка формировался образ того, что он божий человечек, который пришел в этот мир по воле Бога. И все, что окружало его, это тоже было по воле Бога. И все, что он видел, все, что он чувствовал, все, что он ощущал, это было тоже Божье. И, наверное, не зря Евангелие начинается с замечательных слов, которые для нас, особенно педагогов, очень важны: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Вот так человек был устроен, и наверное, для того чтобы это познать и осознать, Господь и дал людям язык, для того чтобы говорили слова, а слова вырабатывали основу, образы. И вот это все сопровождало человека всегда. И что бы человека ни окружало, это всегда напоминало ему о Боге.
Задача учителей убедить детей в том, что они наследники величайшей, очень достойной истории. У нас очень богатая родословная, которую нельзя отрезать и отрубить, как это сделали в 1917 году. И всегда, когда я слышу, что очень трудно читать духовные книги, потому что там очень много каких-то мифов и историй, я всегда говорю, что Библия — не собрание мифов и легенд, Библия — единственный ключ к истории ранних эпох. В ней мы можем находить много интересного и полезного.
Ребенок впитывает все то, что его окружает. Правильно говорил сегодня отец Андрей, что человеком не только родиться должно, им нужно стать. Но особенность наша в том, что мы каждый день подтверждаем право быть человеком. А подтверждаем это, впитывая информацию, перерабатывая ее в себе и выдавая ее в общество. Ангелы не будут спускаться к нам и говорить, правильно мы поступаем или нет. И Господь не сядет напротив нас. Всю свою волю он передает через людей, с которыми мы встречаемся, общаемся, живем рядом или далеко, с которыми мы выполняем свое служение и т.д.
Многие говорят, что главное – это воспитание в семье. Согласна с этим. Но сегодня все большее и большее значение в воспитании детей переключается на школу. Поэтому мы должны с вами вернуться к нашим истокам, нашей истории. Мы должны любить родной язык, родную русскую литературу. И только интересными уроками, материалами и горячей верой и любовью мы сможем детей заинтересовать, отвлечь и зажечь. Это потрясающий труд. Нет методички, нет учебника, который научил бы этому учителя. Но я думаю, что для настоящего педагога этого и не надо. Потому что главный его учитель — это Господь и его отношение к жизни и ребенку. Учитель не должен блуждать в потемках, он должен нести свет.
После этого священник и педагог из г. Сергиева Посада протоиерей Владимир Янгичер поделился с учителями своим опытом преподавания основ православной культуры.
А в завершение встречи преосвященнейший Стефан сердечно поблагодарил всех за участие. «Надеюсь, все провели время с пользой для души и разума», - заключил он.