Запомнить меня

А жизнь его, как песня...

А жизнь его, как песня...

Николай Михайлович Недилько в 2022 году получил звание "Почетный гражданин Новопокровского района"

Николай Михайлович Недилько – человек-эпоха. Он внес огромный вклад в развитие культуры не только Новопокровского района, но и Кубани. Его путь, как музыкальное произведение, в котором в зависимости от периодов жизни менялся и ритм – то чуть ускоряясь, то замедляясь.

Анданте


Николай Михайлович родился 8 ноября 1946 года. В семье колхозников в то время уже воспитывали сыновей Алексея и Григория, позже появилась Валентина. Отец, Михаил Павлович, всю жизнь работал на комбайне. За добросовестный труд награжден орденом Трудового Красного Знамени и многочисленными медалями.
– Отец любил баян. У нас в доме был инструмент знаменитых мастеров Мищенко и Соппа, – вспоминает Николай Михайлович. – Во время войны мама зарыла его в землю. А с фронта отец привез трофейный аккордеон. Уже позже, когда в семье появились деньги, тихорецкий мастер Николай Николаевич Дубинин сделал из двух инструментов один – баян-аккордеон.
Музыкальный талант Николая проявился рано. В четыре года он легко на слух подбирал мелодии, в шесть лет – аккомпанировал взрослым артистам в доме культуры, ездил в составе агитбригады по полям и фермам.
– В школе мой талант заметил учитель музыки и пения Иван Борисович Коросько и начал заниматься со мной профессионально, – рассказывает Николай Михайлович. – Ведь я не знал ни нотной грамоты, ни музыкальной теории. После восьмого класса он написал мне рекомендацию на имя директора Краснодарского музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова. С ней я и поехал поступать. Директор посмотрел на рекомендацию и сказал: «Хорошо. Иди сдавай экзамены». Так я стал студентом.
Когда поступал в училище, Николай Михайлович взял направление от Калмыкии. Предполагал, что после окончания учреждения пойдет в армию, и ехать в такую даль ему не придется. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает.
– Когда учились на четвертом курсе, друг предложил за компанию поступить заочно в Кубанский государственный университет. Выпускные экзамены в училище и вступительные в вуз проходили одновременно. Я параллельно окончил одно образовательное учреждение и поступил в другое. Стал студентом музыкального факультета. В армию меня уже не брали, поэтому пришлось ехать в… Калмыкию. Мне дали направление в педучилище.
Но, прибыв в Элисту, будущий педагог на приеме у министра образования и культуры Калмыкии узнал, что его место занято, поэтому он поедет работать в музыкальную школу поселка городского типа Башанта. Но и там в управлении образования сообщили, что уже не нуждаются в специалисте и дали открепление. В 1966 году Николай Михайлович вернулся домой, в станицу Калниболотскую.


От модерато до аллегретто


– Тогда директором новопокровской детской музыкальной школы был Александр Николаевич Сухинин, который и взял меня на работу. С удовольствием вспоминаю то время. Я попал в дружный молодежный коллектив. В школе работали три класса: баян, аккордеон и фортепиано. Позже открыли классы домры и трубы. Обучались порядка 140 детей.
В 1978 году Николай Михайлович стал директором музыкальной школы. Первое его достижение – класс скрипки, который открыли в селе Горькая Балка.
– Почему там? Да потому что преподаватель жила в этом селе. Переехать в Новопокровскую не могла, так как у мужа была работа в Горькой Балке. Вообще, вопрос с жильем для преподавателей музыкальной школы мне тогда помог решить второй секретарь районного комитета партии Николай Гри­горьевич Шевченко, он курировал культуру. Надо было укомплектовать учреждение кадрами, а для этого им надо было где-то жить. С этой просьбой я и обратился к нему. В течение нескольких лет нам выделили пять квартир. Тогда в станице шло большое строительство, – продолжает Николай Михайлович.
В школе работал духовой оркестр, которым руководил Иван Борисович Коросько.
В 1987 году музыкальная школа получила приказ министерства открыть и другие отделения.
– Решили создавать художес­твенное. Сложность была в том, что я не художник. Стали искать профессионала, но никто не хотел брать на себя такую ответственность, ведь начинать нужно было с нуля, – вспоминает Николай Михайлович. – Обратился к Сергею Борисовичу Сапрунову, который работал в творческой мастерской. И он взялся за дело.
Чтобы отделение заработало, нужно было изготовить мебель. Я поехал к коллегам в Кропоткин и взял чертежи стульев, мольбертов, натюрмортных столов. Столяр комбината бытового обслуживания Анатолий Константинович Мухоморов по ним в короткие сроки сделал 50 табуретов, столько же мольбертов, четыре натюрмортных стола и щиты для оформления художественных работ. Занятия проходили в доме культуры, и зимой там было очень холодно.
В том же году в коллектив влилась Елена Леонтьевна Борисова, которая сейчас возглавляет детскую художественную школу станицы Новопокровской.
– В 1991 году нам под художественное отделение отдали бывший зал заседаний райисполкома (ныне – здание школы бокса – прим. автора). Мы там отгородили четыре класса и концертный зал. В это время в коллектив пришли преподаватели художественного отделения Ирина Назаровна Неровная и Ольга Анатольевна Дедова, – продолжает Николай Михайлович. – Благодарен всем учителям за то, что выдержали эти, мягко говоря, не очень хорошие условия работы, и мы смогли сохранить отделение. Сейчас оно получило статус детской художественной школы и имеет прекрасное собственное здание.
В 1995 году исполнилась еще одна мечта – на базе СОШ № 3 мы открыли хореографическое отделение. Для этого нам отдали помещение детской библиотеки. Преподавала хореографию Лариса Алексеевна Федянина. Надо было оборудовать балетный зал. В Краснодаре на фурнитурном комбинате купил необходимое количество зеркал. Пока ехали назад, переживали всю дорогу за хрупкий груз. Зеркала установил местный мастер ХРСУ Сергей Иванович Кривко.
Отделение заработало. Набрали более 100 детей. Чуть позже добились хороших результатов, побед.
После этого музыкальная школа получила статус детской школы искусств. К этому времени были открыты отделения раннего эстетического развития и общего эстетического образования.
В 2000 году по инициативе главы района Алексея Николаевича Мищенко появилась идея организовать ансамбль. А почему бы и нет, подумал я. У нас уже есть хор, вокальные группы и хореографическое отделение. В том году я как раз был на курсах повышения квалификации в Москве и оттуда привез записи репертуара коллектива «Струве». Оставалось только выучить и отрепетировать программу. Нам выделили деньги, мы купили баян, две помповые трубы и сшили костюмы. Первый концерт ансамбля состоялся 4 марта 2001 года и произвел фурор.
В 2002 году в район приехал председатель ЗСК Владимир Андреевич Бекетов. Ансамбль после совещания показал четыре номера. После нашего выступления Владимир Андреевич сказал: «Просите чего хотите». Мы и попросили денег на ремонт школы. Вот так, благодаря ансамблю, школу капитально отремонтировали.
Адажио
Проработав 45 лет в детской школе искусств, 33 из которых директором, Николай Михайлович вышел на заслуженный отдых. С женой Ольгой, с которой они встретились в 1968 году на ступеньках дома культуры, они дышат в унисон и живут спокойно и размеренно. Сын Сергей окончил музыкальную школу по классу фортепиано, но по стопам отца не пошел, а стал врачом. Внучка Татьяна училась в школе искусств хореографии, но выбрала другой профессиональный путь.
Недавно Николай Михайлович отметил солидный юбилей – 75 лет.
– Дома в основном занимаюсь хозяйством: огород посадить, убрать, ремонтик сделать. Я вообще люблю работать руками и сына к этому приучил. Мне везло в жизни. На моем пути встречались только хорошие люди. Благодарю судьбу, что она сложилась именно так, а не иначе, – поделился Николай Михайлович.

Елена Борисова, директор детской художественной школы станицы Новопокровской:

– Я, будучи молодым специалистом, устроилась на работу в школу искусств в 1987 году. Как раз открылось художественное отделение. Николай Михайлович – Руководитель с большой буквы. Именно от него я набралась адми­нистративного опыта, который мне пригодился в дальнейшей работе.
Он никогда не оставлял нас один на один с проблемами. Участвовал в решении разных, даже порой, как казалось, неразрешимых вопросов. И ему всегда удавалось находить выход из любой ситуации, при этом оставаясь порядочным человеком. Он умел требовать, не обижая чувств человека, не важно кто был перед ним – преподаватель или ученик. Одним словом, с ним было комфортно работать.
Даже сейчас, несмотря на солидный возраст, Николай Михайлович присутствует на значимых мероприятиях в школе искусств и художественной школе. При этом всегда выглядит, как и тогда, подтянутым, осанистым мужчиной, вызывающим восхищение и уважение.
 

Алла Середа, директор Новопокровской детской школы искусств:

– Работая директором школы, Николай Михайлович проявлял уникальные качества администратора, что позволило педагогическому коллективу вырасти в дружную, сплоченную команду, способную решать любые вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Николай Михайлович был руководителем, который смотрел вперед, предугадывая запросы времени. Благодаря организаторскому таланту преодолевались все трудности, и из маленькой музыкальной школы в условиях сельской местности создано современное образовательное учебное заведение с крепкой материальной базой.
Он обладал неугасающим моральным импульсом, умел принять правильное решение во множестве разных ситуаций и всегда был готов помочь молодым специалистам.
Главным качеством, позволяющим успешно руководить, было его уважительное отношение к каждому участнику образовательного процесса – ученику, учителю, родителю. В сочетании с разумной требовательностью и добрым, заботливым отношением к делу, это давало хорошие результаты.

Дмитрий Савилов, начальник отдела по физической культуре и спорту администрации МО Новопокровский район:

– Я учился у Николая Михайловича Недилько с 1990 по 1995 годы. Хотел освоить гитару. Но в тот год группа по этой специальности не набиралась. Из-за того, что мне было 12 лет, никто из учителей не хотел меня брать. Тогда Николай Михайлович сказал, что сам займется моим обучением. Так я начал осваивать баян.
Николай Михайлович был строгим, требовательным человеком не только к ученикам, но и к себе. Любил удивлять. Когда я учился в четвертом классе музыкальной школы, он предложил к какому-то мероприятию подготовить сюрприз. Мы должны были играть дуэтом. Репетировали тайком. Но однажды в зал случайно кто-то открыл дверь, нашу игру услышали присутствующие в школе. Сбежались все, чтобы послушать. Мы произвели фурор.
Николай Михайлович решил удивить нас и на выпускном. В школе работал тучный, большой преподаватель, который играл на аккордеоне и домре. Директор подговорил его, чтобы тот воспроизвел знаменитый отрывок из кинокомедии «Король Ральф», в котором главный герой играет на фортепиано, при этом пританцовывая, выполняя различные телодвижения и даже играя на инструменте, стоя к нему спиной.
Мы знали, что этот преподаватель никогда не играл на фортепиано! И тут такое. Мы потом сравнивали номер с оригиналом. Было практически один в один. Благодаря этому я запомнил свой выпускной в музыкальной школе на всю жизнь.
Николай Михайлович всегда вовремя приходил на занятия и выкладывался на них по полной и требовал от нас того же. Экзамены мы сдавали не за закрытой дверью один на один, а при большом скоплении зрителей. Сейчас понимаю, что такое отношение к делу закалило меня и положительно повлияло на развитие моей личности.

 

Joomla SEF URLs by Artio