Запомнить меня

Самое главное – быть хорошим человеком.

Самое главное – быть хорошим человеком.

 Когда я была школьницей, я не задумывалась о том, чем конкретно занимается учитель. Как и большинство детей, я воспринимала учителя как противоположность ученику, в том числе как противоположность себе.

 

Ученик учится – учитель учит. Ученик – ребенок, а учитель – взрослый. Дети балуются – учитель их ругает. Учитель дает задание – дети делают это задание. Все просто и понятно. В детстве, в подростковом возрасте сложно воспринимать учителя как отдельного человека, как личность. Все учителя кажутся частью школы, а школа – частью жизни. В школьные годы мы даже не подозреваем, что эта часть жизни является одной из самых важных. Все, что сделали для нас наши учителя, мы осознаем спустя годы, спустя десятилетия.

foto-1

Я учу детей уже несколько лет, но задумалась об этом недавно благодаря вопросам моих учеников. Этих вопросов было два. Первый: что нужно, чтобы стать учителем, а второй: почему мне так нравятся иностранные языки. Сразу ответить я не смогла: эти два простые (только на первый взгляд) вопроса поставили меня в тупик.

Сначала я попыталась ответить на первый вопрос. Я сказала, что нужно хорошо учиться в школе, поступить в педагогический колледж или университет и получить диплом. Но оказалось, что моих учеников интересует совсем другое: какими качествами должен обладать человек, чтобы стать учителем. Это один из самых сложных вопросов, на который мне когда-либо приходилось искать ответ. Что такого особенного есть в нашей профессии? Как и каким образом мы влияем на детей? Какой пример мы подаем подрастающему поколению? Чем вообще мы занимаемся (кроме того, что учим конкретному предмету)? Размышляя над первым вопросом, я задумалась над вторым. А почему я так люблю предмет, который преподаю? Почему я так люблю иностранные языки? Я вспомнила своих учителей.

Так сложилось, что иностранному языку меня учили несколько учителей. И все они мне очень нравились, и у каждого из них я чему-то научилась. Соловьёва Алла Александровна и Новик Елена Анатольевна тогда только начинали педагогическую деятельность. Они были еще совсем юными, но уже очень серьезными и добросовестными. Благодаря им я поняла, что самые главные качества для учителя – ответственность и трудолюбие. Знания приходят с опытом – опыт со временем. А вот трудолюбие и чувство ответственности должны быть изначально. Шкуро Раиса Федоровна и Фуникова Татьяна Васильевна научили меня, что нельзя останавливаться на достигнутом, что в своих знаниях и умениях невозможно достигнуть потолка: всегда есть к чему стремиться. Татьяна Васильевна открыла для меня второй иностранный язык (немецкий) и возможность изучать несколько языков одновременно.

Свой предмет я полюбила с самого первого урока благодаря первому учителю английского языка – Грязевой Елене Алексеевне. Каждый ее урок был не похож на предыдущие. Несмотря на скромные технические возможности того времени, все занятия были такими яркими и интересными, что я до сих пор помню каждое из них. Иностранный язык раз и навсегда стал моим любимым школьным предметом, моим хобби: со второго сентября 1999 года и по сей день. Увлечь своими уроками, привить любовь к предмету – это талант.

Еще два очень важных для меня человека навсегда изменили мое представление об учителях: учитель математики и мой классный руководитель Монина Людмила Ивановна и учитель музыкальной школы Головко Николай Андреевич. Я поняла, что учитель – это тот, кто всегда поддержит, поможет поверить в себя, учитель это не просто тот, кто ведет уроки, это в первую очередь хороший человек. Я поняла, что настоящий учитель трудится ради своих учеников, а не ради показателей, рейтингов, высоких экзаменационных баллов. Я всегда помню слова Людмилы Ивановны о том, что желающих «утопить» человека очень много, а тех, кто протянет руку помощи – мало, поэтому надо помочь тому, кто в этом нуждается, что нельзя «резать крылья детям», а наоборот дать возможность проявить себя, ведь таланты есть у каждого. Математика стала для меня вторым любимым предметом (после иностранного языка). Знание математики очень пригодилось мне в жизни, позволило без проблем получить экономическое образование и несколько лет проработать по этой специальности. Николай Андреевич помог мне поверить в свои силы. Теперь я точно знаю, что трудом можно добиться многого.

Достойным примером стала для меня моя тетя – Красная Александра Андреевна, учитель русского языка и литературы, а кроме того творческий человек и разносторонне развитая личность. По этой причине мое первое направление в педагогическом образовании – это отечественная филология (русский язык и литература). Мне кажется, какой бы предмет не преподавал учитель, он должен быть всесторонне образован, иметь творческую жилку, в противном случае уроки и сам он не будут интересны ученикам. Творческие способности – важное качество для учителя. Меня в эту профессию привела именно жажда творчества.

Есть ли во мне те самые качества, которые восхищают меня в моих учителях? Хотелось бы похвастаться, хотелось бы сказать, что да, есть. Но это не так. Педагогом в истинном смысле этого слова, как Людмила Ивановна, как Николай Андреевич, мне не стать: таким человеком нужно родиться. Не зря же говорят, что учитель – призвание. Думаю, что для некоторых людей это предопределено свыше: учить детей – их жизненное предназначение. О себе я такого сказать не могу. Мне все-таки кажется, что сам человек не должен так о себе говорить. Если учительство и вправду призвание, то об этом потом скажут ученики.

Сейчас я занимаюсь тем, что мне нравится. Я преподаю английский язык детям, но не забывают про другие свои любимые предметы: математику и русский язык с литературой. Я веду литературный кружок «Проба пера», где помогаю детям выразить себя в творчестве. Моим ученикам по 11-12 лет, мы занимаемся меньше года, но уже добились высоких результатов в муниципальных конкурсах, у нас есть победа на региональном уровне. Также я веду курс внеурочной деятельности «Финансовая математика» в 5 классе. Эти занятия мне очень нравятся, моим ученикам тоже, т.к. все задания очень интересны и полезны в реальной жизни.

Я вовсе не идеальный учитель, но я стремлюсь стать лучше. Я учу детей, а они учат меня. Я помогаю им поверить в свои силы, развиваю их творческие способности, а они радуются своим маленьким победам и радуют меня. Я пытаюсь им передать любовь не просто к изучению своего предмета, а к изучению языков и изучению всего нового в целом. Ведь это так здорово – знать чуть больше, чем другие. Это так здорово – понимать людей, говорящих на других языках. Это так здорово – учиться новому. А еще лучше – быть хорошим человеком и достойным гражданином. И в этом я стараюсь быть примером для своих учеников.

 

Борисова Марина Юрьевна,

учитель английского языка МБОУ СОШ № 3.


 

 

Joomla SEF URLs by Artio