Что значит быть учителем? Каков он, настоящий учитель? Может, тот, кто не ставит двойки, не тревожит по пустякам родителей, выполняет в полном объеме общеобразовательную программу, имеет высокие правительственные награды? Но так считают только люди, далекие от понятия «настоящий учитель». Каков же он, учитель-совершенство?
Строгий. Принципиальный. Справедливый. Мастер своего дела. Такой, какой для меня была Александра Захаровна Денисенко, учитель математики. Маленькая, энергичная, хрупкая женщина с волевым характером и добрым сердцем. Для нее все дети были равны. Не важно – дочь ты простой колхозницы или сын председателя колхоза. Ты обязан хорошо учиться, быть достойным гражданином своей страны.
Как и все учителя, влюбленные в свою профессию, Александра Захаровна терпеливо прививала нам любовь к математике. Из урока в урок, стоя у доски с мелом в руках, она знакомила нас с волшебным миром цифр, формул, геометрических фигур. Я не стала учителем математики: не математический склад ума. Но занятия по этому предмету стали для меня уроками доброты и справедливости, беззаветной любви к своему делу. Именно этот замечательный Учитель и Человек с большой буквы, я уверена, невольно зародил во мне интерес к учительскому делу.
Классный руководитель. Учитель черчения и рисования. Всесторонне образованный, политически подкованный, правдолюбец, всегда доводящий дело до конца, – Андрей Васильевич Яковлев. Два года он учил нас самостоятельности, ответственности, быть честными и справедливыми, не пасовать перед трудностями. Еще прививал любовь к прекрасному, учил любить по-настоящему природу, давал понять, что «…природа – не слепок, не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». Сколько экскурсий было проведено в живую природу! Причем, мы не были посторонними наблюдателями. До экскурсии нам оглашалось задание. Собрать гербарий. Написать рассказ о степных, луговых, речных жителях. Описать свои впечатления от экскурсии. Нарисовать пейзаж. Особо отложились в памяти походы в Войсковой сад (станица Калниболотская). Детское воображение поражали не столько размах степных просторов и гладь реки Терновой, сколько рассказы о сражениях калниболотчан против ненавистного врага – фашизма. Навсегда остались в детской памяти истории о фашистских зверствах над мирными станичниками в период оккупации. Не раз мы были у могилы расстрелянных 48 мирных граждан, где в память о них сейчас устремляется ввысь скромный обелиск.
Благодаря Андрею Васильевичу мы учились трудиться, петь, танцевать, писать гуашью, читать выразительно стихи. Казалось бы, что ничего в этом нет особенного. Обычная работа рядового советского учителя. Но для меня, шестиклассницы, как я сейчас понимаю, это была школа молодого учителя. Тогда, конечно, я об этом и не помышляла. Только став учителем, оценила по достоинству кропотливый труд своего классного руководителя.
Не раз, готовясь к очередному уроку русского языка, вспоминала сцену из школьной жизни: пустой класс, на полу ватман, рядом ручка с перышками, гуашь, и я на корточках, трясущимися руками выводила далеко не первые, но уже ровные буквы.
Сколько было пролито слез, испорчено листов бумаги, сказано немало осуждающих слов в адрес упрямого, твердо стоящего всегда на своем классного руководителя. С тем же упорством и дотошностью Андрей Васильевич «отрабатывал» на нас навык выразительного чтения. Говоря современным языком, художественного чтения. Не помню, всегда ли мы оправдывали его надежды. Но изнурительную подготовку к конкурсу чтецов со стихотворением «Шумел сурово брянский лес» не забыла по сей день. В то время не только сурово шумел брянский лес, когда «шли тайною тропою меж берез на битву партизаны», а затем возвращались с победой, но и сурово, оценивающе вначале молчал, затем «шумел» Андрей Васильевич: никак мне не удавалось передать ни суровость брянского леса, ни мужественность партизан.
Да, многому я научилась у Андрея Васильевича: доводить дело до конца, вкладывать в него всю душу, быть требовательной, работать на совесть. И мне кажется, что методы преподавания и воспитания этого педагога не устарели, они, как никогда, современны, ибо к воспитанию и образованию Андрей Васильевич подходил творчески. Благодаря ему я состоялась как классный руководитель.
Не могу не вспомнить учителя музыки Ивана Борисовича Коросько, учителя истории Григория Степановича Заярного. Казалось бы, специфика предметов разная, но учили они нас одному – любить Родину. Иван Борисович – с помощью песни, Григорий Степанович – исторического прошлого. Присутствовать на их уроках – одно удовольствие. Мы любили петь патриотические песни, гордились тем, что наш адрес «…не дом и не улица. Наш адрес – Советский Союз»; свято верили, что «…я, ты, он, она – вместе дружная семья». Мы были счастливы! Мы верили в светлое будущее! Иван Борисович учил нас не унывать, шагать по жизни уверенно, с песней. Уроки истории не ограничивались мифами, рассказами о Великой Отечественной войне: Григорий Степанович учил нас различным житейским премудростям, воспитывал в нас уважение и любовь к семейным ценностям, обычаям и традициям родного края, своей страны.
Михаил Михайлович Тихомиров – учитель литературы в старших классах. Этот замечательный человек познакомил меня с волшебным миром поэзии. После его уроков начала писать стихи. Этому ремеслу учу своих учеников. Не раз работы членов кружка «Проба пера» становились победителями, призерами, лауреатами поэтичес-ких конкурсов на муниципальном, краевом и международном уровнях. Выходит, зерно, брошенное в благодатную почву 43 года назад, не только не погибло, но и дает неплохой урожай. Победы моих учеников – это и победы Михаила Михайловича! Вот он – яркий, незыблемый образец преемственности и наставничества!
Ах, как много хочется сказать теплых слов в адрес каждого учителя, который учил меня, воспитывал, давал умные советы, работал бок о бок. Как хочется назвать каждое имя! Увековечить его! Сказать всем: «Не смейте забывать учителей!»
Ведь самое ценное для учителя – знать, что тебя уважают, почитают, помнят. Как наяву, помню уроки русского языка Людмилы Васильевны Галкиной, уроки физики Александра Николаевича Картаева, уроки географии Веры Николаевны Недилько, уроки немецкого языка Владимира Владимировича Филимонова, уроки алгебры Аллы Николаевны Белоус. Каждый из них вложил в меня частичку себя. И это далеко не все фамилии и имена! Со многими учителями родной калниболотской школы № 13 пришлось работать, где я уже была не ученицей, а коллегой. Многих учителей уже нет. Кто-то на заслуженном отдыхе. Но это неважно. Важно то, что их помнят. Спасибо, милые учителя, наставники, коллеги!
Так распорядилась судьба, что с родной школой, привычным коллективом, к сожалению, пришлось расстаться. Вот уже 37 лет работаю учителем русского языка и литературы в сплоченном коллективе СОШ № 6 станицы Новоивановской. Чего я достигла? Многого. Награждена грамотами муниципального, краевого, всероссийского уровней. Имею звание «Почетный работник общего образования», победитель конкурса на присуждение премий лучшим учителям в 2020 году. Учащиеся радуют победами: неоднократно становились победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по литературе, русскому языку на муниципальном уровне, призерами – на региональном уровне. Получают высокие баллы на ЕГЭ.
Какой я учитель? Об этом лучше всего скажут сами ученики. Вот такое письмо было адресовано мне и отправлено на конкурс «Учитель. Школа. Жизнь» в 2010 году, объявленном Годом учителя в России.
«Здравствуйте, уважаемая Галина Николаевна!
Пишет Вам ученица 7 класса МБОУ СОШ № 6 Елена Михно. Мы знакомы с Вами не один год, каждый день мы видимся в школе, каждый раз я с нетерпением жду уроков русского языка и литературы, которые стали для меня любимыми.
В нашей школе успешно работают молодые учителя и пожилые, энергичные и неторопливые, строгие и не очень. При всей разности характеров, темперамента о каждом из них могу сказать: он хороший человек. Они замечательные люди!
Наши учителя не стареют, потому что каждый день они общаются с молодежью. Не зная усталости, они порхают по школе, обучают детей, отдавая им теплоту своих сердец. Наши учителя – самоотверженный народ. У меня такое впечатление, что они постоянно находятся в школе. Приходишь утром в школу – учителя уже там, уходишь из школы – они еще там. Так пусть же та важная работа, которую они делают каждый день, приносит им только радость! А мы, ученики, будем радовать их своими достижениями.
…Все, что есть у учителя, – это его дар. Дар быть учителем. Остальное не в счет. С него все начинается и им заканчивается. Один взгляд, одна пауза в нужное время и в нужном месте – и ученик твой. И его Учитель – ты. Да, да, Галина Николаевна, на самом первом Вашем уроке я поняла, что Вы – мой Учитель.
Галина Николаевна! Я безмерно благодарна Вам за то, что Вы научили меня любить литературу и поэзию. Ведь в стихах слова обновляются, приобретают полную силу. Побуждают самостоятельно мыслить, анализировать, сочинять.
Говорят, что хороший учитель должен любить то, что преподает, и любить тех, кому преподает. Галина Николаевна, я считаю, что это про Вас. Я восхищаюсь Вашей любовью к своему предмету!
Есть в школе уроки математики, русского языка, биологии, истории. Но нет в расписании уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Но Вы, Галина Николаевна, учите всему этому своих питомцев ежеминутно, ежечасно, повседневно, на примере поступков литературных героев. Вы учите нас каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, слушать.
Галина Николаевна! Я рада, что у меня есть возможность в своем письме сказать, что, благодаря Вам, я стала личностью!
Спасибо Вам, уважаемая Галина Николаевна, за то, что Вы есть!
С уважением к Вам ваша ученица Елена Михно».
Спасибо Вам, дорогие мои коллеги, наставники, учителя, ученики!
Г. Мартыненко, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ
№ 6 имени М.И. Пономарчука станицы Новоивановской.