«В связи с карантином и последующей самоизоляцией жители района не могут сходить на кладбище, чтобы прибраться на могилах умерших родных и близких. Впервые такое. Но еще больше вопросов по празднованию Пасхи и Радоницы. Разрешат ли посетить в эти дни кладбище, прийти в храм?»
Пасха уже скоро — 19 апреля. Все чаще звучат такие и подобные вопросы. «Сельская газета» зашла на сайт «Православие. ру» и нашла ответы. Но все может измениться. Не будем отчаиваться.
На вопросы журналиста Ольги Липич отвечает митрополит Волоколамский Иларион (Алефеев). Интервью публикуем с сокращениями.
- Что рекомендуете верующим в связи с народной традицией посещения кладбищ в субботу накануне Пасхи и в сам праздник?
- Празднование Пасхи не заключается в посещении кладбища. Если по санитарным соображениям это окажется невозможно, придется от этого воздержаться. Но обратите внимание на то, что посещение кладбищ на Пасху – это традиция, которая появилась в советское время. Церковный устав ничего такого не предписывает. Более того, пасхальная неделя – это время, когда вообще не совершается никаких заупокойных поминовений.
Первое заупокойное поминовение после Пасхи – это Радоница (в этом году выпадает на 28 апреля). Вот тогда и уместно пойти на кладбище, если эпидемиологическая обстановка позволит. А если нет, то ждать окончания карантина.
- Не грешно ли готовиться к праздникам и праздновать, даже Пасху, в такой тяжелый для всех период вообще? Смещается ли акцент праздника и как, на Ваш взгляд?
- Наоборот! Праздник Воскресения – это праздник победы над смертью. Мы обязательно будем праздновать Пасху, даже если не получится прийти в храм. Вспомните советское время. Не все верующие могли на Пасху попасть в храм. Милицейские кордоны стояли, молодежь не пускали. И не было тогда никаких прямых трансляций богослужений по телевизору. Где праздновали Пасху? В своих тайных домашних церквах, в семьях.
- Продолжит ли духовенство служить в монастырях и храмах на Пасху и вообще ежедневно, как обычно, по 30 апреля, или что-то изменится?
- Службы в монастырях и на приходах не останавливаются ни на день.
Сейчас много дезинформации по этому поводу. Все богослужения и все таинства совершаться будут. А вот вопрос о допуске верующих в храмы будет решаться в каждом регионе и в каждой епархии по-разному – в зависимости от эпидемиологической ситуации. Где-то может возникнуть ситуация, что придется служить при закрытых дверях. Где-то могут допустить одновременное присутствие небольшого числа верующих.
- Если человек захочет прийти поставить свечку и подать записки его впустят в храм?
- Двери всех храмов открыты, но Патриарх призвал мирян сидеть дома. А Поэтому самое правильное – это сидеть дома, никуда не выходить, соблюдать режим самоизоляции.
Думаю, что перед Страстной седмицей в каждой епархии будут приняты и озвучены рекомендации относительно возможности или невозможности посещения храма.
- Можно ли будет на Пасху христосоваться и по традиции целовать друг друга - к чему Вы призываете?
- Я призываю к радости от самого факта Воскресения Спасителя. Мы не знаем, что будет в пасхальные дни, но верю в то, что даже отсутствие троекратных поцелуев не омрачит пасхальную радость ни духовенства, ни прихожан.
-
Освящение куличей, яиц, обмен подарками, общие трапезы – все это может быть отменено? Как тогда людям выразить свою радость и поделиться ею?
-
Общая семейная трапеза – почему же нет? Внутри своей домашней церкви каждая семья может и куличи испечь, и пасхи изготовить, и разговеться в пасхальную ночь после просмотра трансляции патриаршего пасхального богослужения из Храма Христа Спасителя.
А если так случится, что где-то не будет возможности освятить в Великую субботу куличи, яйца и пасхи, то надо будет представить себе, как в течение семидесяти лет советской власти многие верующие были лишены этой возможности. И когда на следующий год мы все придем освящать куличи, то вспомним еще раз этот год пасхального затвора и порадуемся тому, что многие из нас не ценили: возможности беспрепятственно прийти в храм и вместе молиться.
Давайте не будем драматизировать ситуацию. Несколько поколений в нашей стране жило в условиях гонений на Церковь. В 30-е годы большинство храмов было закрыто, священники расстреляны, во многих городах и селах вообще невозможно было ни в храм прийти, ни причаститься, ни ребенка покрестить. И так Церковь жила годами. Сейчас, слава Богу, ничего этого нет. У нас есть полная свобода жить полноценной церковной жизнью. Мы лишь временно оказались в ситуации, когда нам предписана самоизоляция. Давайте пройдем через это время со смирением и спокойствием. Давайте общими усилиями сохраним как можно больше человеческих жизней. За это каждого из нас Господь наградит. А за беспечность накажет.
Не должно быть сейчас никакого уныния, страха, паники, беспокойства. Надо перестать отчаиваться и надо создавать свои домашние маленькие церкви. Так и переживем эту напасть.
Источник: РИА Новости