Психотравмирующие ситуации, с которыми, к сожалению, современный ребенок сталкивается довольно часто, могут касаться его лично или происходить в семье, детском саду, школе, лагере, больнице, санатории или на улице. Еще чаще ребенок оказывается не непосредственным участником, а лишь невольным свидетелем событий, происходящих с другими людьми и не затрагивающих его напрямую. В то же время у детей и подростков механизмы адаптации к стрессу еще не полностью сформированы.
Продолжительный или многократно повторяющийся стресс может привести к развитию или обострению хронических соматических заболеваний.
Стресс, особенно хронический, пережитый в детском возрасте, способствует возникновению многих серьезных заболеваний в дальнейшем, во взрослой жизни.
К примеру, стрессы, перенесенные в детстве, оказывают негативное влияние на сердечно-сосудистую систему в зрелом возрасте, увеличивая риск развития сердечно-сосудистых заболеваний на 30 % и более.
Стресс приводит и к психическим расстройствам
Тревога – одно из самых частых последствий экстремальных или затяжных хронических стрессов. Чувство тревоги может возникать даже у здоровых детей в условиях стресса. Нормальная (физиологическая) тревога связана с внешними угрозами, усиливается в значимых ситуациях и проявляется в условиях недостатка информации или нехватки времени. Это естественная реакция на стресс, являющаяся его первой стадией. Однако длительный или интенсивный стресс приводит к развитию патологической тревоги, которая не усиливает адаптационные возможности организма, а напротив, истощает их. У детей и подростков тревожные расстройства могут проявляться в широком диапазоне.
Тревожные расстройства -могут проявляться как в раннем детстве (3–5 лет), так и в подростковом возрасте. Они негативно влияют на процесс адаптации в обществе и препятствуют развитию когнитивной и поведенческой сфер, что может привести к неуспеваемости в школе и отсутствию профессиональных достижений в будущем. Такие расстройства могут быть как самостоятельными, так и сопутствующими различным заболеваниям, включая нарушения речи, синдром дефицита внимания и гиперактивности, мигрень, эпилепсию и другие.
Основные симптомы тревожных расстройств
- постоянное беспокойство, грусть, раздражительность, гневливость, чувство разочарования и плач, которые сохраняются длительное время и не соответствуют текущим обстоятельствам.
- избегание общения с друзьями и сверстниками, частые обращения к взрослым за поддержкой, ненужные частые извинения перед окружающими, тремор, проблемы со сном (трудности засыпания, кошмары, бессонница).
- головные боли, головокружение, ощущение нехватки воздуха, боли в животе, тошнота, рвота, слабость в ногах и др.
Возможные проявления стресса у ребенка в зависимости от возраста
- До 1 года – постоянный плач, неспособность матери успокоить ребенка на руках,
- 1–3 года – отказ от еды/сна, агрессия по отношению к матери, аутоагрессия (причинение вреда себе), навязчивости (сосание пальца, обгрызание ногтей).
- 3–7 лет – нарушение развития речи (логоневроз), наличие или появление энуреза, жалобы на боли в животе, чересчур сильная избирательность в еде/отказ от еды, частые рвоты.
- 7–12 лет – разнообразные соматические жалобы (головокружения, головная боль, боль в животе), тики, энурез, признаки импульсивного поведения, наличие синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ).
- 12 лет и старше – резкое снижение веса, частые рвоты, ограничения в питании или нарушения питания (приверженность веганству, сыроедению и т. п.), отсутствие прямого контакта «глаза в глаза», нарушение контакта с родителями и сверстниками, зависимость от гаджетов/социальных сетей.
Как родители могут помочь ребенку справиться со стрессом
- Главное для родителей – не упустить момент, когда ребенок начинает обсуждать свои проблемы за пределами семьи и делиться ими с другими людьми (сверстники, социальные сети). Открытость и доступность родителей помогут предупредить ребенка о возможных стрессовых ситуациях, подготовить его к ним, а также научить находить наименее болезненные способы решения проблем.
- Каждый день находите время для общения с вашим ребенком: даже с возрастом ему по-прежнему необходимо ваше внимание.
- Будьте доступны для ребенка: сделайте так, чтобы он мог легко находиться рядом с вами, поговорить или просто побыть вместе в одной комнате.
- Не принуждайте ребенка к разговорам, если он не хочет, даже если вы замечаете, что его что-то беспокоит. Иногда дети чувствуют себя лучше, просто проводя время рядом с вами.
- Обеспечьте безопасную и стимулирующую среду для его развития.
- Постоянно поддерживайте морально ребенка. Ему важно ощущать уверенность, поэтому напоминайте ему о том, что вы знаете, что он сможет справиться с этой ситуацией. Если ребенок не хочет или ему сложно обсуждать свои проблемы, попробуйте поделиться своими переживаниями. Это продемонстрирует, что вы открыты для решения сложных вопросов и готовы поговорить, когда он сам будет готов к обсуждению своих трудностей.
Конечно, большинство родителей умеют справляться со стрессом своего ребенка. Однако, если его поведение изменилось и это вызывает серьезные проблемы в школе, или появляются тревожные симптомы, которые беспокоят как родителей, так и учителей, а сам ребенок не хочет обсуждать их, важно обратиться к специалисту. Профессиональная помощь необходима, если изменения в поведении сохраняются и вызывают серьезное беспокойство у родителей.
С.Е. Лашина, медицинский психолог ГБУЗ «Новопокровская ЦРБ» МЗ КК.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.