Это была одна из заключительных осенних поездок корреспондентов в глубинку. Был ненастный и ветреный день. Серый туман низко стелился над пожухлой травой и камышами, то и дело срывался мелкий дождь. Складывалось впечатление, что художник очень уж сильно разбавил свои краски водой перед тем, как нарисовать этот пейзаж. Да, осень берет свое...
Машина исправно наматывает километры по грунтовой дороге. Проезжаем Кордон — излюбленное место отдыха жителей и гостей Новопокровского района. Фантастическая красота! Природа засыпает. Деревья сбрасывают последние листья. Водная заводь едва колышется от ветра. И тишина. Горизонт, идущий до бесконечности, завораживает. Все-таки, у природы нет плохой погоды. А вот и наш поворот. Хутор Ея. Когда-то он назывался Ворошилова. В этом крошечном населенном пункте проживают около 50 человек, в основном — пенсионеры.
Хлебный день
Пока мы ориентируемся на местности, медленно передвигаясь по единственной улице хутора, нас обгоняет белый «пирожок» - автомобиль Иж-2715, получивший в народе такое прозвище за то, что в основном на нем перевозят кондитерские изделия. Он ловко паркуется у первого домика и начинает сигналить. Останавливаемся и мы.
К Николаю, водителю машины, спешит пожилая женщина. Выясняем, что сегодня в хуторе — хлебный день (их всего два в неделю), и народ уже ждет автолавку. Затариваются основательно — по три-пять булок на семью.
Николай в хуторе — свой человек. И он знает каждого, и его знают все. Отношения строятся на доверии. Частенько местные берут хлеб под запись. А с пенсии обязательно возвращают долг.
Никаких других торговых точек в хуторе не имеется.
Сельские будни
Из печной трубы небольшой хатки поднимается дымок. А со двора доносится стук топора. Как выяснилось, в свои 77 лет им ловко орудует Михаил Николаевич Шуварский. Со своей супругой Анной Леонтьевной он живет в хуторе с 2001 года. В глубинку переехали из райцентра.
- Нам здесь очень нравится, - рассказывает Анна Леонтьевна. - Деду всегда хотелось быть ближе к природе, чтобы рядом речка была, куда можно ходить рыбачить, свой огородик. Хутор Ея стал идеальным местом для осуществления мечты.
Правда, здоровье сейчас подводит. Все реже супруг ходит на рыбалку. Но по хозяйству справляется. Вот посмотрите, как ловко с топором управляется. И так каждый день. Чтобы печь растопить, надо дрова нарубить. Газа-то нет в хуторе.
Все будни у семьи Шуварских проходят примерно одинаково: дров нарубить, печь истопить, обед приготовить, управиться по хозяйству, с которым нас знакомит Анна Леонтьевна. По сельскому дворику степенно расхаживают петух и две курицы, из будки выглядывают две пары собачьих глаз, внушительных размеров холеный кот трется о ноги хозяина, а молодая кошечка выгуливает свое юное хвостатое потомство...
Городские хуторяне
Супруги Поповы живут в хуторе более 40 лет. Переехали из Челябинска. И ни разу не пожалели, что променяли шумный город на тихое местечко в глубинке Краснодарского края.
Когда были молодые, работать ездили в райцентр. Александр Семенович участвовал в строительстве сахарного завода, потом с супругой Верой Иосифовной там и работал. Держали, как все деревенские жители, большое хозяйство - коров, коз, домашнюю птицу. Скучать и отдыхать было некогда.
Растили детей, внуков. Сегодня у пенсионеров уже шесть правнуков. Появилось время и на отдых.
- В маленьких населенных пунктах есть особая ценность, - делится с нами Вера Иосифовна. - Все друг друга знают, поэтому живем мы одной дружной семьей. Каждый уверен, что если случись что — беда или радость — с тобой разделят это все хуторяне. В городах же такой дружбы нет. Там даже соседи не все знакомы друг с другом. А уж до чужой беды им дела вообще нет.
Лекарство от скуки
По мнению молодого поколения, жить в таких маленьких поселках — тоска зеленая. Но местные жители знают секретное лекарство от скуки.
- Это работа, - заявляет Татьяна Тимофеевна Худикова. - Работа и еще раз работа.
И она знает, что говорит. По ее словам, лентяю и в городе будет скучно, и в деревне.
С мужем Леонидом Федоровичем она живет в хуторе Ея уже более 20 лет. Держат хозяйство, весной, летом и осенью работают на огороде, к зиме занимаются заготовкой дров. В общем, не сидят сложа руки.
С прибавлением
В хуторе Ея скоро ожидается «прибавление». Добротный домик в глубинке строит молодой фермер из ст. Новопокровской. Александр Александрович Печорин с супругой всегда мечтал о крепком и надежном хозяйстве, домике на берегу реки в живописном месте, и чтобы вокруг — собственный большой фруктовый сад. А еще — чтобы любимая работа была рядом. В общем, мечтали Печорины о своей усадьбе. И задуманное сбылось.
В 2014 году Александр Александрович стал одним из участников краевой программы «Сельская усадьба». Пройдя конкурсный отбор, фермер получил в аренду в хуторе Ея участок площадью 2,8 гектара для строительства на нем жилого дома с прилегающими хозяйственными помещениями и организации деятельности по производству сельхозпродукции.
В 2015 году в рамках программы получил грант, приобрел сельхозтехнику, построил хозяйственное помещение. Хозяйство Печориных занималось выращиванием пропашных и зерновых культур. А недавно добавилось новое направление деятельности. Фермер начал выращивать томаты. В настоящее время производственные площади, занятые этой культурой, составляют 4,5 гектара. В сезон обработки и уборки овощей предприниматель привлекает к работе местное население хутора, предоставляя желающим заработать рабочие места.
Сейчас, когда урожай собран, Александр Печорин старается как можно больше времени уделить строительству будущего дома. Прямо у реки в живописном месте уже «выросли» кирпичные стены будущей усадьбы.
- Дерево посадил, дом строю, теперь самое время задуматься о сыне, - говорит Александр Александрович. - Какая же сельская усадьба без детей?
Печорин считает, что у глубинки есть будущее. Она живет своей жизнью и исчезать не собирается. Особый оптимизм вызывает тот факт, что краевые власти выступают за сохранение малых населенных пунктов, создают дополнительные условия для увеличения рабочих мест в сельской местности, для строительства жилья и многого другого.
А еще, как красиво подметил один из местных жителей «здесь воздух чистый, как слеза, и по утрам лежит роса. Здесь нет ни копоти, ни гари. течёт здесь тихая река»...
Фото А. Толстых.