Говорят, что семья начинается тогда, когда в ней рождается ребенок. И с этого момента на родителей и общество ложится большая ответственность – воспитать не только здоровую физически, но и духовно-нравственную личность. Выполнение этой задачи, как правило, начинается с детского сада.
Каждый ребенок – это целый мир впечатлений, открытий, эмоций, способностей и собственных мыслей. Как помочь родителям правильно воспитать, направить, научить, чтобы по прошествии лет гордиться своими детьми?
В муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 17 станицы Калниболотской для достижения этой цели созданы приемлемые условия и прилагаются все силы коллектива.
Понимая, что каждый человек – существо духовное и стремится не только к физическому развитию, но и духовному становлению, воспитатели детского сада стараются соединить в каждом своем воспитаннике личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное.
Основной особенностью, отличающей это дошкольное учреждение от других, является включение регионального компонента в содержание работы по познавательно-речевому развитию, художественно-эстетическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, что отражено в содержании основной общеобразовательной программе по усвоению детьми основных областей знаний.
По словам заведующей детским садом № 17 Ирины Николаевны Михайленко, мощным источником духовно-нравственного воспитания является общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром. Потому что дети – по природе своей – открыты и отзывчивы и впитывают в себя информацию, словно губка.
- На сегодняшний день, - продолжает И.Н. Михайленко, - в обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая всем вместе – семья, детский сад, школа и церковь. Заложить в человеке семена любви к людям, основы понимания того, что надо спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» – наша главная задача.
{mospagebreak title=Среда обитания}
Среда обитания
Всем известно, что основа духовно-нравственного воспитания – это среда, в которой ребенок живет и происходит его становление и развитие. Это, в первую очередь, семья, отношение ее членов друг к другу, семейные ценности и традиции. И, конечно, большая роль в этом принадлежит празднованию в семье православных, народных и региональных праздников. Обряды, песни, игры – это основной и сильнейший источник познания народной жизни.
- Воспитатели детского сада № 17 придают большое значение привитию любви к народному искусству, зодчеству, творчеству. - рассказывает старший воспитатель Жанна Сергеевна Горбань. - Для этого изготовлены дидактические пособия, где представлены различные виды театра по русским народным сказкам, созданы макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны и даже план станицы, на котором дети без труда узнают свой детсад.
Традиционные уголки по изобразительной деятельности превратились в творческие мастерские. В настоящее время в них появилось много изделий прикладного искусства. А интерьеры украшают куклы в национальных костюмах. Особая гордость этого образовательного учреждения – уголок казачьего быта, где воспитанники знакомятся с укладом жизни предков-казаков. В нем воссоздан кусочек истории прошлой жизни и первое, что бросается в глаза, – это икона Божьей Матери, украшенная расшитым рушником, и детские казачьи костюмы, которые с удовольствием по очереди примеряют на себя малыши. Это, по словам заведующей, очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и духовные традиции народа.
Воспитатели на своих занятиях рассказывают детям о том, как в старину праздновались православные праздники. Чтобы научить их чтить историю, традиции своего народа, проводятся сезонные музыкально-игровые праздники: осенью – «Ярмарка», зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица», а весной – «8 Марта», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Во время их подготовки дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного и православного праздников.
{mospagebreak title=Своими руками}
Своими руками
Приобщение детей к крестьянской культуре и быту является характерной особенностью работы воспитателей по формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности. В МДОУ № 17 педагоги считают, что крестьянское искусство входит в жизнь каждого ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко и понятно детям. Воспитатели в продуктивной и игровой деятельности помогают своим воспитанникам получить представление о разных видах народного искусства, считая, что знакомство ребенка с ним развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
В творческих мастерских педагоги дошкольного учреждения вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек, прививая при этом любовь к созданию прекрасных, полезных вещей, которые потом так приятно дарить близким.
На этих занятиях воспитатели знакомят детей с декором национального костюма, материалом украшений, с разнообразными видами декоративного искусства: изделия из глины, дерева, картона, шитье, вышивка, плетение, с их бытовым и эстетическим назначением. В детском саду создана полочка красоты, где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства.
{mospagebreak title=Работа с родителями}
Работа с родителями
Непрерывна и связь воспитателей с родителями воспитанников. Ведь только всем вместе, общими усилиями, удастся заложить в детях основы духовного и нравственного начала. Родители должны знать, что изучают их дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть первыми помощниками педагогов в сложном деле воспитания, гармоничного развития личности ребенка. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке. Обязательное проведение консультаций и бесед с духовно-нравственной тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием или в нетрадиционной форме, посещения на дому, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах и экскурсиях, приглашения на комплексные занятия.
Традиционны в детском саду дни открытых дверей, детских концертов к Дню пожилого человека, к Дню матери, Дню отца, православных и региональных праздников. Проведение конкурсов семейных стенных газет, поделок из природного материала, выставки детского творчества.
На детских площадках силами работников детского сада и родителей воссозданы персонажи сказок с использованием природного материала.
Фото А. Толстых.